ХРОНОЛОГИЯ: 2000 г. — начало производства седана; 2001 г. — начало производства универсала и кабриолета; 2002 г. — начало производства S4 (седан); 2003 г. — начало производства S4 (кабриолет и универсал); 2004 г. — рестайлинг седана и универсала; 2005 г. — начало производства RS4 (универсал), рестайлинг кабриолета; 2007 г. — прекращение производства седана; 2008 г. — прекращение производства универсала.
Представленное в 2000 году второе поколение А4 во многом повторяло облик более престижной А6, при том, что первое поколение было похоже на доресталинговую А8. Новая версия предлагалась с тремя типами кузова — седан, универсал и кабриолет (кстати, он пришел на смену кабриолету, выпускавшемуся еще на базе Audi 80). Благодаря использованию в конструкции кузова высококачественной стали, а также последующей оцинковки, проблема коррозии не беспокоит владельцев этого автомобиля многие годы. Однако внешний вид все же портит коррозирующая под воздействием реагентов пластиковая накладка пятой двери. Кроме того, во многом благодаря тем же реагентам закисает трапеция стеклоочистителя. Поэтому рекомендуется периодически проводить частичную разборку узла с последующей очисткой и смазкой. Раз в год, или при пробеге около 30 тыс. км, следует смазывать направляющие люка и петли дверей, что позволит избежать их быстрого износа (особенно это важно для люка). К эксплуатационным проблемам можно отнести засорение форсунок омывателей фар при использовании низкокачественных омывающих жидкостей. Со временем может дать течь бачок для омывающей жидкости в месте прокладки между его верхней и нижней частями.
Выбор двигателей просто огромен. Так, одних бензиновых предлагалось двенадцать: 1.6 (ALZ, 102 л. с); 1.8Т (AVJ, 150 л.с. - 2000-2003 гг.; BFB, 163 (170) л.с. - с 2003 г.; ВЕХ, 190 л.с. -2002-2005 гг.); 2.0 (ALT, 130 л. с); 2.0 FSI (AWA, 150 л.с. - с 2002 г.); 2.0 TFSI
I (200л.с. (220 л.с. - quattro) — с 2004 г.); 2.4 V6 (BDV, 170 л.с. - 2001-2004 гг.); 3.0 V6 (ASN, 220л.с. - до 2004 г.); 3.2FSI V6 (255 л.с. - с 2004 г.); 4.2 FSI V8 (ВВК,j 344 (S4), 420 л.с. (RS4)). Кроме того, можно было приобрести автомобили с дизелями: 1.9 TDI (AVB, 100 л.с. — 2000-2004 гг.; 115 л.с. - с 2004 г., AWX (AVF), 130 л.с. - 2000-2004 гг.); 2.0 TDI (136 (140) л.с. - с 2004 г., 170 л.с. - с 2006 г.); 2.5 TDI V6 (AYM (BCZ), 155 л.с. - 2001-2002 гг.; BDG, 163 л.с. - 2000-2004 гг., АКБ (BAU, BDH) 180 л. с. - 2002-2004 гг.); 2.7 TDI V6 (AFB, 180 л. с. - с 2004 г.); 3.0 TDI V6 (204л.с.(233 л.с. — quattro) — с 2005 г.)
В целом, все моторы, независимо от типа, не доставляют больших проблем при проведении регулярного обслуживания и своевременной проверки автомобиля. Так, замену масла и фильтра у бензиновых моторов следует проводить каждые 15 тыс. км, а у дизельных — через 8 тыс. км. Смена воздушного фильтра производится при пробеге в 40 тыс. км (при большом загрязнении воздуха — в 30 тыс. км), топливного фильтра — при пробеге 30—40 тыс. км. Свечи зажигания живут довольно долго, но лучше их менять через 30—40 тыс. км. Не стоит забывать про систему охлаждения: замена антифриза производится раз в 80 тыс. км, или через 3 года. Но особое внимание следует уделить ГРМ — в случае обрыва ремня ремонт будет очень недешев. Поэтому зубчатый ремень и ролики на четырехцилиндровых бензиновых и дизельных моторах, выпущенных до 2003 г., необходимо заменять через 90 тыс. км, выпущенных после 2003 г., — через 120 тыс. км, а на всех двигателях V6 — через 120 тыс. км. Заметно дольше служат ремни и ролики на бензиновых двигателях 1.8Т и 2.0 FSI — регламент установлен в 150 тыс. км, однако лучше этот срок немного сократить.
При чрезмерно активной езде двигатели начинают расходовать много масла. Первой причиной этого могут быть изношенные маслосъемные колпачки. Так что при пробеге 140—160 тыс. км их лучше заменить. На двигателях с турбонаддувом (AVJ, BFB, ВЕХ) надо заботиться о турбине — каждые 30—45 тыс. км следует промывать маслоотделитель в турбокомпрессоре. При возникновении стуков в газораспределительном механизме дизельного двигателя 2.5 TDI V6 необходима замена распредвалов.Тем не менее совсем без поломок не обходится. Основной проблемой является образование нагара на впускных клапанах из-за плохого качества топлива. По этой же причине при пробеге в 80—100 тыс. км отказывают топливные насосы. Применение низкокачественного масла или несоблюдение регламента его замены приводят к преждевременной поломке гидрокомпенсаторов клапанов, масляного насоса у мотора ALT, а также турбокомпрессора на двигателях AVJ, BFB, ВЕХ (скопление большого количества масла в нем — признак скорой поломки). В последнем случае придется поменять не только турбину, но и маслоподающую трубку. Характерной болезнью мотора ALT является разрушение элементов системы вентиляции картера и большой расход масла. А у двигателей серии AWX (AVF) часто встречаются подтеки масла на клапанной крышке. На моторах с большим пробегом нередко отказывают катушки зажигания. Это следует учиты¬вать и иметь при себе хотя бы одну запасную. При эксплуатации автомобиля с V-образным мотором стоит помнить, что обслуживание такого двигателя — сложное и практически исключает самостоятельное вмешательство.
На модель могут быть установлены как механические, так и автоматические коробки передач. Механические — 5-ступенчатые и 6-ступенчатые (FM5, FM6, QM5, QM6), автоматические — 5-ступенчатые QA5, 6-ступенчатые Tiptronic и 5-ступенчатые (в ручном режиме) вариаторы Multitronic FAVJ. Привод осуществляется на передние, или на все колеса (quattro). При этом S4 существует только в полноприводном исполнении. «Механику» и классический «автомат» даже специально сломать трудно, а вот вариаторы этим грешат — при нарушениях инструкции по эксплуатации надо готовиться к замене блока управления. Дефектные вариаторы частенько попадаются подыскиваемых на автомобилях первых лет выпуска. В трансмиссии с механической коробкой передач замена сцепления производится через 150-200 тыс. км.
Смену масла в механических коробках передач необходимо проводить при пробеге в 150 тыс. км, в вариаторах — каждые 60 тыс. км, в автоматических коробках — каждые 80 тыс. км. При пробеге в 60—80 тыс. км может понадобиться замена ступичных подшипников.
При аккуратной эксплуатации полностью независимая подвеска со стабилизаторами (спереди — типа МакФерсон, сзади — многорычажная) довольно надежна. К проблемам можно отнести лишь закисание крепежа в алюминиевых элементах подвески. В целом, замена рычагов в передней подвеске производится каждые 90—110 тыс. км, в задней — 130—150 тыс. км. Шаровые опоры выдерживают и по 100— 130 тыс. км. Во избежание возникновения трудностей при ремонте рекомендуется периодически обрабатывать крепеж антикоррозийным составом.
Реечное рулевое управление оснащено гидроусилителем, который не любит, когда часто выкручивают руль до упора — при этом может выйти из строя насос. К регламентным работам относится лишь замена рулевых наконечников при пробеге 70—80 тыс. км.
Все тормозные механизмы — дисковые, при этом передние диски — вентилируемые. ABS входит в штатное оснащение. Передние колодки «выхаживают» обычно не меньше 30—40 тыс. км, задние — 40—50 тыс. км. Тормозные диски спереди меняются через 60—90 тыс. км, сзади — через 90—110 тыс. км. Не стоит забывать про тормозную жидкость и менять ее через 30 тыс. км или раз в 2 года. К характерным неисправностям относится отказ ABS после неквалифицированного ремонта подвески.
В связи с тем, что основные блоки соединены мультиплексной шиной, дополнительное оборудование подключается только в специализированном сервисе.
К проблемам подержанного авто, которых стоит ожидать владельцу, можно отнести выходящие иногда из строя корректоры фар, не подлежащие ремонту.
Что касается обслуживания, то, как ни странно, большую часть несложных операций можно выполнять самостоятельно, да и в случае необходимости не составит труда найти хороший и недорогой специализированный сервис. Расходные материалы практически всегда есть в наличии в магазинах, а что-то действительно редкое могут доставить за 2—3 недели.