Внедорожник, сменивший старушку «Ниву», получил путевку в жизнь благодаря концерну General Motors, который довел опытный ВАЗ-2123 до ума и поставил на конвейер СП «GM-АВТОВАЗ». И все-таки с точки зрения надежности и эксплуатационных характеристик Chevrolet Niva застряла где-то посередине между Россией и Америкой...
Начало серийного выпуска Niva с шильдиком Chevrolet началось в 2002 году. С тех пор было разработано четыре модификации модели. Первая, дорестайлинговая версия выпускалась в базовой комплектации L и люксовой GLS. Последняя отличалась 16-дюймовыми литыми дисками, аудиоподготовкой, алюминиевым кронштейном запаски, тонированными стеклами, противотуманными фарами и обогревом передних сидений.
В 2006 году свет увидел Chevrolet Niva FAM-1. Эта модификация может по праву называться эксклюзивной - за два года производства было продано всего-то порядка тысячи экземпляров. Автомобиль с двигателем Opel Z18XE, агрегатированным с 5-ступенчатой «механикой» от компании Aisin, был сравнительно богато укомплектован. Антиблокировочная система, подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, кондиционер - отнюдь не полный список укомплектованности FAM-1.
Адаптированная для бездорожья Chevrolet Niva Trophy - тюнинговая модификация. Среди ее технических особенностей блокировка дифференциалов, укороченные главные пары с передаточным числом 4.3 (в стандарте 3.9), принудительное включение вентиляторов охлаждения двигателя, механизм для крепления лебедки и т.д.
Наконец, в марте 2009 года «GM - АВТОВАЗ» начал производство рестайлинговой версии. Автомобиль получил «платье» от дизайнерского ателье Bertone, обновленный интерьер и пластиковый обвес. В 2010-м крестовины карданных валов заменили ШРУСами, модернизировали шарнирные соединения передней подвески.
Все автомобили Chevrolet Niva, кроме модификации FAM-1, выпускались (и выпускаются сегодня) с одним-единственным 4-цилиндровым бензиновым двигателем ВАЗ-2123 объемом 1,7 л и мощностью 80 л.с. По сути это старый знакомый мотор 2106 с увеличенным на 100 «кубиков» рабочим объемом. А значит, и новых сюрпризов ждать от него не приходится. Пару слов о регламенте. Каждый плановый визит на ТО предписывает замену масла в картере двигателя и масляного фильтра. Периодичность визитов - каждые 15 тыс. км пробега. Напомним, что так называемое нулевое ТО проводится уже на двух тысячах.
Воздушный фильтр подлежит замене каждые 30 тыс. км; на том же пробеге меняются свечи зажигания и фильтр тонкой очистки топлива. Кроме того, раз в 30 тыс. км регламент предписывает зачистить кольца генератора, а также проверить износ и прилегание щеток. Спустя 45 тыс. км пробега рекомендуется почистить коллектор стартера и смазать детали привода. Наконец, каждые 60 тыс. км - время замены антифриза в системе охлаждения.
При должном и своевременном обслуживании, вероятнее всего, двигатель будет служить верой и правдой долгие годы. Тем не менее, кое-какие «пунктики», связанные в основном с системой питания, мы, так сказать, пропишем.
Мастера отмечают довольно частые случаи выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки. Один из характерных симптомов - «залипание» оборотов на отметке 1500-1800 после сброса газа. Иногда холостые обороты начинают «гулять» в диапазоне 300-1800 оборотов. В этом случае, весьма вероятно, поможет снятие, разборка и чистка дроссельного узла. Если при пробеге 20-30 тыс. км автомобиль стал неустойчиво работать в режиме средних оборотов, «дергать» под нагрузкой и неохотно реагировать на педаль газа -вероятнее всего, пришло время разобрать и промыть бензонасос. Причина его засорения, увы, банальна - качество нашего бензина.
Chevrolet Niva - автомобиль с постоянным полным приводом. Двигатель ВАЗ-2123 агрегатирован с 5-ступенчатой МКП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой (последняя - с блокируемым межосевым дифференциалом). Сложная конструкция трансмиссии, ее естественно, требует к себе периодического внимания.
Прежде всего это касается смазки шлицевых соединений и подшипников крестовин карданных валов. Согласно регламенту ее следует проводить каждые 15 тыс. км пробега. Масло в КП, раздаточной коробке, переднем и заднем мостах меняется на нулевом ТО, третьем и далее каждые 30 тыс. км пробега. С завода в трансмиссию залита «минералка», однако, как показывает практика и многочисленные отзывы, на «синтетике» коробки работают лучше, и тише. Срок службы сцепления во многом зависит от манеры езды и условий эксплуатации. В среднем оно – от 60 до 120 тыс. км пробега. Меняется комплектом - диск, корзина, выжимной подшипник. Не самый сильный элемент трансмиссии - передний редуктор. Точнее, его крышка, которая может разломиться пополам (только на ранних машинах).
На автомобиле установлена передняя независимая подвеска, на поперечных рычагах; сзади - жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами. Главная проблема подвески – слабые родные амортизаторы. Как правило, они утрачивают рабочие характеристики уже спустя 20-30 тыс. км пробега. Проверенный способ решения вопроса - установка газонаполненных амортизаторов. Судя по многочисленным положительным отзывам, помогает надолго! Время от времени, а точнее - каждые 15 тыс. км пробега, специалисты рекомендуют проверять состояние ступичных подшипников и при необходимости их подтягивать.
К тормозам есть лишь одно нарекание - коробление передних тормозных дисков. Неприятность может заявить о себе уже спустя 10 тыс. км пробега. Симптом - вибрация на торможении с биением, передающимся на рулевое колесо. Есть два вида «лекарства»: замена тормозных дисков или их проточка.
Рулевое управление служит без нареканий. Конечно, нужно периодически проверять состояние рулевых тяг и наконечников, а также следить за уровнем жидкости в бачке гидроусилителя руля. Не забывайте, что гул ГУРа говорит о его скорой кончине. Впрочем, это скорее исключение из правил.