Этот симпатичный автомобиль в нынешнем году отмечает 10-летие с начала производства. За это время машина не только была модернизирована, но и стала прототипом китайской модели Chery QQ. Кроме того, у нее есть и законный потомок, причем более современный — Chevrolet Spark. На российский рынок поставляются автомобили Daewoo Matiz, собранные в Узбекистане на заводе Uz-Daewoo. С момента своего появления в 1998 г. машина выпускается с единственным однообъемным кузовом типа «хэтч-бек», внешне похожим на маленький мини-вэн. Правда, надо отдать должное — в отличие от большинства аналогичных машин, Daewoo Matiz имеет не трех-, а пятидверный кузов. По европейской классификации автомобиль относится к европейскому размерному классу «А» и, как принято для машин этой категории, имеет передний привод.
Сегодня в продаже можно найти варианты Daewoo Matiz с двигателями двух типов — трех и четырехцилиндровый. Оба мотора оснащаются системой впрыска топлива и могут работать с механической пятиступенчатой коробкой передач. Трехцилиндровый мотор может сочетаться также с четырехступенчатой автоматической коробкой. Вариант с «автоматом» считается самым доступным по цене на российском автомобильном рынке. Подвеска автомобиля типична для маленьких машинок: спереди — независимая, типа МакФерсон, а сзади — полунезависимая, с балкой, работающей на кручение. Что касается безопасности, то на испытаниях, проведенных по методике Euro NCAP, автомобиль показал очень приличный результат — 10—12 баллов из 16 возможных при фронтальном ударе. Почти не смещается в сторону водителя рулевая колонка, остается на месте и стоика ветрового стекла, силовой агрегат, как и положено, уходит вниз. Усиленная крыша и встроенные в передние двери силовые брусья также способствуют повышению безопасности, а специальная конструкция топливного бака предотвращает утечку топлива и его возгорание в случае переворачивания автомобиля. Словом, у пристегнутых ремнями водителя и пассажира на переднем сиденье есть хорошие шансы при столкновении на разрешенной в городе скорости 60 км/ч отделаться лишь ушибами.
С учетом различной комплектации Daewoo Matiz и множества ярких цветов окраски кузова, которые очень идут этому городскому автомобилю, гамма вариантов, предлагаемых покупателям, довольно обширна. Самая простая версия STD предназначена для невзыскательных и практичных водителей. Трехцилиндровый двигатель рабочим объемом 796 см3 развивает мощность 51 л. с. и комплектуется только механической коробкой передач. Черные бамперы, скромная обивка дверей, никаких электроприводов, недорогие шины Kumho размерностью 145/70 R 13 — стандартная комплектация довольно скудна. Машина оборудуется только радиоприемником без возможности воспроизведения даже кассет, не говоря уж о компакт-дисках. Тем, кого подобная аудиотехника не устраивает, дилеры помогут заменить радиоприемник на CD-ресивер. Кондиционер для данной версии возможен как опция — доплата за него, по нынешним меркам, невелика и, что немаловажно, адекватна цене автомобиля. Следует лишь иметь в виду, что работа кондиционера при таком слабеньком двигателе внутреннего сгорания способна вызвать значительное увеличение расхода топлива.
Желающие ездить с комфортом могут за сравнительно небольшую доплату получить пару электрических стеклоподъемников, центральный замок, гидроусилитель рулевого управления, шины Continental 155/65 R13, а также дистанционный привод отпирания задней двери. Кондиционер предлагается, опять же, как дополнительное оборудование, зато стекла в этом исполнении атермальные, чтобы салон меньше нагревался на солнце. В числе опций — релинги для крепления багажника на крыше и легкосплавные колеса. Большинство таких машин сейчас комплектуют CD-ресиверами со съемной панелью. Они способны воспроизводить диски формата МРЗ, хотя не исключено, что вам попадется машина со встроенным кассетным проигрывателем.
В комплектации DLX Daewoo Matiz щеголяют бамперами, окрашенными в цвет кузова. Это выглядит привлекательно и добавляет машинке солидности. Важно лишь не забывать, что бамперы по сути своей — расходные детали. Если что-нибудь случится, придется искать возможность их подкрасить, а то и покрасить целиком, что по нынешним временам довольно дорого, особенно если цвет кузова — «металлик». Зато в этой версии можно подобрать или заказать себе автомобиль с автоматической коробкой передач. Двигатель, правда, тот же — трехцилиндровый.
Версия Best внешне выделяется серебристыми бамперами и накладками на нижней части дверей. Кроме того, на машину установлены противотуманные фары. По конструкции автомобиль отличается прежде всего четырехцилиндровым литровым двигателем мощностью 64 л.с, который уравновешен лучше трехцилиндрового и работает гораздо тише. В оснащение входят электростеклоподъемники на всех дверях. Правое зеркало получило дистанционную электрорегулировку, пульт управления которой разместился на подлокотнике левой двери, там же, где и кнопки всех стеклоподъемников. Левое зеркало регулируется вручную. По заказу на версию Best можно установить дополнительное оборудование, как и на более бюджетных версиях. Единственное, что недоступно покупателям, так это литровый мотор в сочетании с автоматической коробкой передач — только пятиступенчатая «механика». Это обусловлено не желанием изготовителя, а возможностями конструкции — в моторном отсеке четырехцилиндровый мотор в блоке с «автоматом» попросту не помещается.
Внутри места гораздо больше, чем кажется снаружи. За рулем Daewoo Matiz удается устроиться без особого труда даже высоким людям. Руль «облит» мягким пластиком, приятным на ощупь, вдобавок на нем отформована пара приливов для более удобного хвата. Непривычно большое расстояние до ветрового стекла и широкие передние стойки пугают лишь в первый момент.
Панель приборов прячется под высоким антибликовым козырьком. На ней ничего лишнего — из стрелочных приборов лишь спидометр, да указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Все остальные данные выводятся в виде пиктограмм — есть даже сигнализация о непристегнутых ремнях безопасности. Из-за того, что спинки кресел имеют небольшой угол наклона, пассажирам приходится сидеть, как в автобусе, то есть с практически вертикальной спиной — откидываться некуда. Заднее сиденье оснащено тремя комплектами ремней безопасности, хотя, если честно, удобно устроиться можно только вдвоем. Подголовников нет — лишь отформованные выступы. Если поднять подушку заднего сиденья, то спинку можно сложить, правда, целиком, а не по частям, зато сзади она прикрыта металлическим кожухом. Багажник маленький, хоть и с плафончиком подсветки. Под поликом — полноразмерное запасное колесо. Багажная полка поднимается вместе с пятой дверью. Кстати, заднее стекло на всех версиях снабжено электроподогревом и стеклоочистителем с омывателем.
Идеальный режим эксплуатации Daewoo Matiz — на городских улицах или загородных дорогах при скорости до 100 км/ч. Чем дальше от этой отметки уходит стрелка спидометра, тем сильнее в салоне слышен шум мотора, а машина начинает неприятно раскачиваться от порывов ветра или колейности. В поворотах на неровной дороге проявляется диагональная раскачка, в результате чего автомобиль способен сорваться с траектории. Подвеска машины короткоходная и слабоватая — на кузов передаются толчки даже от мелких неровностей. Более крупные отзываются характерным «пробоем». В любом случае надо сбавлять скорость на неровной дороге, так как из-за сильных ударов могут пострадать стальные колеса. Кстати, замена дисков на легкосплавные не поможет — они жестче штампованных, поэтому комфортнее в машине не станет.
Руль очень легкий, а радиус поворота Daewoo Matiz просто фантастический — кажется, что машина способна развернуться на месте, что очень удобно для парковки в городской тесноте. Ходы рычага коробки передач большие, очевидно, из-за тросового привода механизма переключения. Заводская гарантия недавно увеличилась — теперь она составляет два года или 50 тыс. км, в зависимости от того, что наступит раньше. Некоторые дилеры обещают и дальнейшее обслуживание, правда, рекомендуя владельцам выполнять собственные требования, которые обходятся дороже обозначенных производителем.