Человек, решивший съехать на автобусе за пределы асфальта, рискует превратить движимое имущество в недвижимость. Впрочем, автобус автобусу рознь, и недавно появившийся в России «Дукато-4х4» служит наглядным тому подтверждением.
Пойма Оки близь Приокско-Террасного заповедника распростерлась всего в сотне километров к югу от столицы. Вроде и недалеко - а совсем другой мир. Вокруг, насколько хватает взора, - река, ветлы да поля со снегом по колено. А тут - нате вам: мы едем на автобусе! Местные рыбаки такой сюрреалистичной картины поди ни в жизнь не видали: здесь даже летом если кто и ездит, то в основном трактористы. Неужто организаторы тест- драйва столь свято верят в возможности полноприводного «Дукато»?
Доверяй, но проверяй. Вначале я устремил ФИАТ на изрядно занесенную снегом грунтовку. О, да это скукотища смертная: микроавтобус идет по ней не хуже, чем по средненькому асфальту, - иные пассажиры просто продолжили любоваться окрестностями, как делали это на шоссе. Однако когда «Дукато» штурмом одолел следовавшие один за другим подъемы, по колено оформленные снегом, безучастным в салоне не смог остаться никто.
Грести на месте всеми четырьмя колесами ФИАТ начинал лишь тогда, когда передний бампер нагребал перед радиатором приличных размеров сугроб. Упираясь, я сдавал назад и вновь атаковал целину с разгона. Таким макаром удалось преодолеть несколько сот наиболее проблемных метров, после чего стало намного проще. Эх, будь у «Дукатика» свесы покороче, можно было бы двигаться гораздо увереннее! Справедливости ради надо отметить, что микроавтобус потребовал сторонней помощи один-единственный раз, когда ему не посчастливилось напороться на плотный наст, скрытый под мягким снегом. Однако же, к слову, даже специально подготовленный «
Ленд- Круизер» смог преодолеть эту аномалию далеко не с первой попытки.
В тот момент я жалел лишь о том, что мне достался автобус без понижающей передачи (и она тоже предусмотрена): тогда бы мне не пришлось гонять 110-сильный дизель на высоких оборотах. Впрочем, и такой ФИАТ удивил меня не только изрядной для подобной машины проходимостью. После двухчасовых упражнений с постоянной пробуксовкой, когда все узлы и агрегаты трудились на пределе, мы так и не смогли лишить доброго здравия ни одного из пятерых усердно истязаемых нами автомобилей.
Конечно, идея расширить возможности микроавтобуса за счет полноприводной трансмиссии не нова. В Европе такие машины встречались, в частности, у «Ивеко», а по ту сторону океана подобные эксперименты проделывали с большими машинами наподобие «Фордов» Е-серии и «Шеви- Вэнов». Да что далеко за примером ходить - даже отдельные версии всем известных «Газелей» имеют все ведущие колеса.
«Дукато» получил полный привод с подачи компании «Соллерс», по заказу которой небольшая (но очень известная своими полноприводными модификациями «Пежо» и «Ситроенов», в том числе и для знаменитого рейда «Париж-Дакар») французская фирма «Данжель» разработала трансмиссию для переднеприводного от рождения ФИАТа. К поперечно расположенному двигателю инженеры приставили коробку отбора мощности, от которой крутящий момент передается на задние колеса через два карданных вала, последовательно соединенных виско- муфтой. Последняя нужна для того, чтобы делить момент между осями в переднеприводной пропорции. Кстати сказать, для пущей безопасности задний кардан проложен внутри мощной трубы.
Кроме того, можно заказать блокировку заднего дифференциала, а также демультипликатар. Вполне логичным дополнением к 4x4 стало увеличение дорожного просвета: если у обычного «Дукато» он равен 165 мм, то у полноприводного достигает 21 см. Ну-с, чем не вседорожник?
Жаль только, что глушитель и патрубок автономного обогревателя по-прежнему торчат из-под левого порога: есть риск оторвать их, положив машину на брюхо.
Грузопассажирскими талантами «Дукато-4х4» ни в чем не уступает своему переднеприводному коллеге. В зависимости от конфигурации и длины колесной базы, существующей в трех исполнениях, в нем может быть от 3 до 18 мест. Широченный салон с высочайшим потолком позволяют стоять не пригибаясь, а пассажиры, рассевшись по креслам, не будут мешать друг другу локтями. Поскольку сдвижная дверь обосновалась по правому борту, то воздуховоды для обитателей задней части салона имеются только с левой стороны. Основные блага цивилизации сосредоточились впереди: подстаканники, карманы в дверях и удобный раскладной столик адресованный тем, кто ездит в первом ряду. Зато огромной полкой под потолком сподручнее пользоваться из пассажирского отсека: на эту антресоль легко взгромоздится даже пара чемоданов средних размеров.
Но если приоритет отдан грузам, то к вашим услугам четыре кубометра полезного пространства, доступ в которое открывают распашные задние двери.
Однако же помните: водитель «Дукато» должен быть напрочь лишен хоть сколько-нибудь заметных гоночных амбиций. Это не легковушка, чтобы гонять! Тем паче что более высокий дорожный просвет и смещенный наверх центр тяжести заставляют более спокойно вести себя в поворотах.
Заманчивое разнообразие модификаций, крепкий кузов, зарекомендовавший себя вполне надежным двигатель... Два года подряд «Дукато» оказывается у нас самой популярной моделью итальянской марки, и сегодня он продается едва ли не на порядок лучше немногочисленных конкурентов, поступающих из Европы, уступая лишь экстремально демократичной «Газели». А «Дукато-4х4» и вовсе оказывается одинок в своей нише. Современный, экономичный и вездеходный микроавтобус стоит весьма умеренных денег: в 6-местном исполнении, оснащенный кондиционером и окрашенный металликом, он обойдется в 1 070 000 руб. Конечно, «Дукато» - машина утилитарная. Но если удобство посадки в салон, выдающаяся вместительность и изрядная грузоподъемность важнее драйверских амбиций и соображений имиджа, такой ФИАТ можно рассматривать даже как альтернативу кроссоверу с тремя рядами сидений. А мини вэнов подобного размера в природе не существует.
«ФИАТ-Дукато» выпускают в 22 версиях. Среди них 4 типа грузовых фургонов, микроавтобус, комби, школьный автобус, «скорая помощь», маршрутное такси, а также офис на колесах, автомобили, подготовленные по заказу МВД, дорожных, различных ремонтных и строительных служб. Самый доступный «Фургон» обойдется в 649 000 руб., различные варианты грузопассажирских «Комби» идут от 765 до 909 тысяч рублей, микроавтобусы и маршрутные такси оцениваются в пределах 949-1099 тыс. руб. И любая из вышеперечисленных машин может быть полноприводной за доплату в 239 000 руб. Блокировка заднего дифференциала заставит приплюсовать еще 25 тысяч, а понижающая передача оценивается в 85 000 рублей.
Первый «ФИАТ-Дукато» увидел свет в 1981 году и выпускался до 1994-го, пока его не сменил на конвейере автомобиль второго поколения. В этой генерации «Дукато» перенес три рестайлинга, последний из которых пришелся на 2003 год: именно в таком виде машина выпускается в России. В Европе же в 2006-м появился третий «дукат».