Прежние «
Мондео» в России пользовались весьма ограниченным спросом, однако автомобиль образца 2007-го оказался не в пример успешнее: обойдя бессменных лидеров «Мазду-6», «Пассат» и «Авенсис», в прошлом году он стал самым популярным седаном среднего класса.
Чем именно этот Форд Мондео смог очаровать отечественных автолюбителей, становится понятно с первого взгляда. Прежде всего, у «Мондео» очень правильные, можно сказать, русские размеры. Он, пожалуй, самый крупный среди себе подобных: колесная база составляет рекордные 2,85 м, а по длине седан и вовсе на пару сантиметров превосходит «
Кэмри». Вот это по-нашему! Но одним лишь размахом дело не ограничивается.
Покупатель волен выбирать такой «Мондео», который нужен именно ему: он разнообразен тремя типами кузова, шестью моторами и внушительным списком дополнительного оборудования. Причем с точки зрения оснащения самые нафаршированные «Мондео» мало в чем уступят даже люксовым седанам.
Наконец, вырваться в число самых-самых в классе машине позволил прошлогодний рестайлинг. Решетка радиатора сделалась более изящной, обновили стильные «жабры» на крыльях, в передний бампер вросли остроактуальные полоски дневных ходовых огней - «Мондео» ловко подтянулся к современной моде. И все же главный аргумент в пользу «Форда» остался прежним - исключительно привлекательная цена.
В дебютном 2007-м прайс-лист на Форд Мондео казался просто вкусным - от 623 900 руб. Но даже сегодня, в первую очередь благодаря сборке во Всеволожске, подорожание «Форда» за прошедшие кризисные годы оказалось гораздо менее серьезным, чем у любого из конкурентов. С мотором 1,6 л «Мондео» можно купить за 699 000 руб. Причем базовый «Амбиент» никак не назовешь бедным: 7 подушек безопасности, кондиционер, АВS, бортовой компьютер и МРЗ-магнитола. Впрочем, большому седану гораздо больше подходит 2-литровая «четверка», которую можно получить в «Тренде» за 871 000 руб. Конечно, противотуманные фары или задние электростеклоподъемники, включенные в эту комплектацию, не назовешь предметами первой необходимости. Но, согласитесь, современный седан среднего класса с некрашеными наружными ручками дверей и дешевым полиуретановым рулем, к тому же без климат-контроля выглядит бедновато.
Начиная именно с «Тренда» можно получить АКП - в сочетании с бензиновой «четверкой» объемом 2,3 л (от 961 450 руб.). Аккуратно поколдовав над списком опций, дополнив базис надстройкой из переднего и заднего парктроника (9500), светодиодов дневного света (5000), «зимнего пакета» (13 000), сигнализации (9000), 16-дюймовых дисков из легкого сплава (21 800) и металлика (14 000) и отняв от полученной суммы скидку, сопутствующую всем версиям «Тренд», можно с огромным запасом уложиться в миллион. По всему выходит, что «Мондео» - самый доступный европейский седан среднего класса. А ежели позволяют средства, тот же «Тренд» можно и вовсе превратить в доступный люкс, потратившись на алькантару, ксеноновые фары и эффектный сенсорный дисплей.
Правда, до 31 марта наибольшую выгоду можно извлечь из «Титаниума», на который действует скидка в 120 000 рублей - против 90 тысяч на «Тренд»: такая машина еще удобней и нарядней внутри, а стоит с учетом скидки от 812 000 руб. «Титаниум» интересен также и тем, что для него доступны более мощные моторы: бензиновый 2-литровый турбо семейства «Экобуст» (200 л. с.) начинается от 1 092 450 руб., а за его форсированный до 240 сил вариант просят от 1 140 450 руб. Надо признать, и эти цены кажутся умеренными - в особенности на фоне завидных характеристик таких машин. Альтернатива - экономичный 140-сильный турбодизель объемом 2 литра (от 1 023 450).
«Титаниум Блэк» дороже обычного «Титаниума» на 130 000 рублей и предназначен тем, кому нужен «Мондео» с кожей, ксеноном, системой бесконтактного доступа и фирменной русифицированной навигацией. По отдельности эти опции почти на 40 тысяч дороже.
На вершине эволюции «Мондео» воцарился «Спорт», который комплектуется только самыми мощными турбомоторами, 18-дюймовыми дисками, спойлерами и дефлекторами плюс соответствующим образом оформленным салоном (алькантара с красной прострочкой, карбоновые вставки и накладки под алюминий). Минимальная цена «спортивного» «Форда» - 1 325 450 рублей. Чем более практичен «Мондео», тем он дороже. Стильный и удобный хэтчбек дороже седана аж на 93 500 рублей! Доплата за универсал еще более внушительная - 108 500 руб. Причина довольно банальна: в отличие от седанов, которые выпускаются во Всеволожске, пятидверные машины везут из Бельгии.
Впрочем, к автомобилям отечественной сборки претензий нет: «Мондео» лишен недостатков, которыми грешили первые «Фокусы», - шагрень на краске или неидеально установленные двери на «Мондео» не встретишь. Обработанные мастикой пороги и лакокрасочное покрытие близки к совершенству, да и культура сборки в полном порядке. Даже в одном из наиболее проблемных мест между фарами и облицовкой бампера зазор не превышает пары миллиметров. Жалко лишь, что на «Форде Мондео» не позаботились о российской адаптации машины. Скажем, аэродинамические аксессуары по низу кузова созданы без учета специфики наших дорог. Пластиковые козырьки перед передними колесами не позволят воздуху гулять по аркам, но висят они всего в 12 см от земли. Сохранить такие в целости - настоящее искусство. Да и массивный задний бампер следовало бы крепить более добротно: достаточно слегка зацепить им ледышку - и пиши пропало.
Зато в целом «Мондео» выглядит настолько солидным, что претензии на бизнес-класс кажутся отнюдь не беспочвенными. Неспроста этот седан можно увидеть с чиновничьими номерами и спецсигналами в качестве персоналки начального уровня.
К слову, у чиновников губа не дура. Ведь диван «Мондео» едва ли не самый просторный в среднем классе. Наши измерения свидетельствуют: салон на 6 см шире, чем в «Пассате», а по запасу для ног «Форд» и вовсе абсолютный рекордсмен. Упражнение «сесть сам за собой» водитель ростом 180 см выполняет... закинув ногу за ногу! Запас от коленей до спинки переднего кресла составляет впечатляющие 12-15 см. Вот они, преимущества большой колесной базы. К слову, в темное время суток «Мондео» облегчает посадку услужливо освещая пространство для ступней (правда, только начиная с «Титаниума»).
Прочие ингредиенты диванной роскоши - 12-вольтовая розетка, пепельница, удобный подлокотник со встроенными подстаканниками - есть даже в «Амбиенте». Кроме того, в списке заказного оборудования можно найти массу интересных и полезных опций - от комплекта противосолнечных шторок для задних боковых окон и обогрева дивана до мультимедийной системы с мониторами, встроенными в подголовники. В роли доступной персоналки у «Мондео», пожалуй, единственный минус: столь важные для обеспечения микроклимата дефлекторы воздуховодов в центральных стойках положены только дорогому «Титаниуму» и выше.
Водителю же в любом случае жаловаться грех. Одновременно с нажатием кнопки центрального замка на брелоке лампочки в корпусах зеркал озаряют пространство перед порогом. Дверь распахивается на очень большой угол, причем петли оснащены фиксаторами, задерживающими ее в промежуточных положениях, - пригодится на тесной парковке. Великолепны и передние кресла, скроенные под людей самого разного роста и весовых категорий. Это справедливо даже для «Амбиента». Единственный недостаток базового водительского сиденья - ручная регулировка высоты подушки, на более дорогих версиях «лифтом» заведует электропривод. А еще здесь цепкая обивка, достаточно плотная, но не чересчур настойчивая боковая поддержка и широчайшие возможности регулировки. Словом, в таком кресле марш-бросок по маршруту, скажем, Москва-Адлер не покажется слишком утомительным.
Не меньше кресел радуют отменные материалы отделки, множество кармашков и потайных отделений для мелочовки и, конечно, внимание к деталям. Обогрев сидений, к примеру, у «Мондео» пятиступенчатый. А еще и вентиляцию кресел можно получить! Поводов для сожаления не так много, однако же если как следует покопаться... Через довольно широкое, но очень низкое заднее стекло толком ничего не видно, кроме выступающей крышки багажника. Вкупе с высокой поясной линией, заставляющей при маневрировании оставлять больший запас по бокам, это здорово осложняет парковку. Так что задний парктроник «Мондео» нужен обязательно. Не понравился и кожух рулевой колонки из дешевейшей пластмассы. Хлипкая эта конструкция, как досадное черное пятнышко на воротнике накрахмаленной сорочки - мелочь, но весьма неприятная.
Есть вопросы и к работе цветного дисплея «Конверс+». Зрительно он выводит салон на совершенно новый уровень, да и сервисных возможностей в таком бортовом компьютере видимо-невидимо. Но освоить мудреную электронику непросто. Попробуйте разберитесь с многочисленными меню и подменю, пощелкайте не слишком удобным пультом на руле - та еще задачка. Всевозможных символов вроде конвертиков, шестереночек, звездочек, кружочков здесь раскидано, что иконок на захламленном «рабочем столе» офисного компьютера. Название радиостанции и трек-лист занимают пол-экрана - это, наверное, правильно, ведь на управление «музыкой» отвлекаешься чаще всего. Но почему при этом включенный в данный момент режим АКП нужно высматривать с лупой?
Свои тараканы есть и у заказного 7-дюймового сенсорного дисплея на центральной консоли. На пальпацию «Тач-скрин» реагирует через раз. Оказывается, нужно не просто дотронуться до экрана, а еще подержать палец на нем секунду-другую - тогда электронный мозг сообразит, что от него требуют.
Словом, машина со штатной «приборкой» и минимумом наворотов оставила наиболее приятное впечатление. Пусть она выглядит незатейливо, зато и указатели на панели скомпонованы логичней, четче и вместе с тем размечены точнее. К тому же самые нужные данные: пробег, расход топлива, часы - все на виду. А на скорость такая простота, как говорится, не влияет.
С мотором 1,6 л рассчитывать на впечатляющую динамику, как нетрудно догадаться, не приходится. Даже если вы и не собираетесь уходить от погони, нужно отдавать себе отчет в том, что базовый «Мондео» - автомобиль крайне неспешный. Старт в небольшой подъем на такой машине оборачивается игрой газом. Не радует и эластичность мотора: даже при езде на третьей передаче со скоростью 50-60 км/ч создается полное впечатление, что к корме прилип груженый прицеп. А уж после 120 км/ч машине и вовсе тяжело набирать скорость даже с двумя ездоками на борту, хотя двигатель при этом трудится у красной зоны тахометра. И тем не менее 125-сильный вариант не остается без поклонников. Оно и понятно - низкая цена способна перевесить и не такие недостатки, особенно если машина приобретается для корпоративных нужд.
В частные же руки «Форд Мондео» следует брать минимум с 2-литровым мотором. Двигатель мощностью 145 л. с. не столь критичен к выбору передач и количеству пассажиров. Он и сам по себе тяговитей базового, к тому же первые три ступеньки в коробке сближены. Ездит 2-литровый «Мондео» достаточно быстро и без лишнего шума. К характеру мотора отлично подходит в меру мягкая и довольно энергоемкая подвеска, отменно изолирующая кузов от дорожных изъянов. В результате «Форд» уверенно стоит на скоростной прямой, очень достойно держится на дуге и при этом радует плавностью хода.
А вот любой 2,0Т - это уже выбор тех, кто любит погорячее. 200-сильный «Мондео», роботизированный коробкой передач с двумя сцеплениями, производит исключительно приятное впечатление и способен пощекотать нервы. Стоит чуть переусердствовать с правой педалью, как шины тотчас срываются в пробуксовку даже с включенной ЕSР. Особый кайф на автомагистрали: даже на 130 км/ч вы почувствуете такой подхват, что только держись! Подобная машина достойна заказной подвески с регулируемой жесткостью, за которую придется отдать от 40 800 до 63 200 руб. в зависимости от версии. Зато в режиме «Спорт» вы сумеете в полной мере насладиться недюжинными способностями шасси. «Мондео» словно вгрызается в дорогу, напрочь избавляясь даже от той незначительной раскачки, которая наблюдается у машин с обычной подвеской; а в поворотах амортизаторы хорошенько поджимаются, сводя крены к минимуму.
Двухлитровому дизельному «Форду» спортивная подвеска тоже придется впору. Такой двигатель хоть и выдает относительно скромные 140 л. с., но по тяговитости превосходит даже бензиновый «двухсотсилок». Посему стремительные спурты со светофора даются ему без труда. И все же дизель - эта не спортсмен, а скорее мастер на все руки. На нашем рынке он сочетается только с «автоматом». О эта замечательная 6-ступенчатая коробка, которая умеет и равномерно распределять силу мотора, незаметно меняя передачи, и быть весьма расторопной как раз тогда, когда это более всего нужно! Уловив взвинченный темп, АКП в самый необходимый момент бойко подоткнет одну-две ступеньки вниз. А в ручном режиме позволяет сколь угодно долго «зависать» на выбранной передаче, что небесполезно на холмах и горках с поворотами. И все эти подвиги происходят на фоне мизерного расхода топлива: 8-8,5 литра «солярки» на сотню. Единственный существенный минус турбодизеля - вибрации и шум на холостых.
Самый востребованный вариант с мотором 2,3 л и АКП на первый взгляд кажется ориентированным сугубо на комфорт. Бархатный звук, плавный набор оборотов, мягкие ускорения и совершенно незаметные переключения - хорош «автоматический» «Мондео»! Но при желании и эту мирную овечку можно пришпорить. Главное - не бояться газовать, и тогда смышленая коробка покажет, кто в доме хозяин. Только учтите: при активной езде 2,3АТ бензин хлебает, только держись: по 13-15 литров на каждую сотню.
Вне асфальта наш герой смотрится немногим убедительнее пастора Шлага на лыжах. Никаких пробежек по снежной целине до швейцарской границы, даже дорога к дачному участку по слегка припорошенной грунтовке может превратиться в серьезное испытание.
Препятствием порой оборачивается и крутой въезд в гараж - до пластиковой защиты картера всего 145 мм. Хотя справедливости ради надо заметить, что геометрическая проходимость «Мондео» все же чуть лучшем, чем, к примеру, у «Мазды – 6».
Багажник седана только на первый взгляд не производит особого впечатления. На самом деле он запросто проглотит пару самых больших чемоданов. При этом по бокам и за арками останется место для поклажи поменьше, а под фальшполом прячется пенопластовый органайзер с дюжиной углублений самого разного формата. Для перевозки длинномеров (до 1635 мм) спинку дивана, разумеется, можно сложить - полностью или по частям. Жаль, что проем крышки багажника получается довольно узким (47 см), а сам трюм низким - 43 см. К тому же часть задней стенки и «потолок» трюма почему-то забыли задернуть ворсом. Мелочь, конечно, но «Фольксваген», «Тойота» или «Хонда» такой экономии себе не позволяют.
«Мондео» - универсал не только заметно удобнее, он еще и едва ли не самый вместительный «вагон» в среднем классе. Объем багажника до уровня стекол при сложенном диване равен 1685 л. Но при доплате в сотню тысяч универсал обречен на вымирание. Как, впрочем, и хэтчбек. Внешне почти неотличимый от седана и почти столь же вместительный, как «вагон», он, увы, слишком дорог.
Защита водителя и пассажиров у «Мондео» на самом высшем уровне. В краш-тестах «ЕвроNСАР» «Форд» заработал 35 баллов, заслужив максимальные 5 звезд. Причем эту оценку можно смело применять и к тем автомобилям, что продаются на нашем рынке. Ведь даже в базовом «Амбиенте», как мы уже знаем, за жизнь и здоровье обитателей салона борются фронтальные и боковые подушки, надувные «занавески» безопасности и даже коленный водительский эйр-бэг. А после прошлогоднего рестайлинга на всех версиях появилась еще и ЕSР. Нужен еще более безопасный «Мондео»? Ради бога: на заказ предлагаются поворотные фары, электронный ассистент при старте в подъем, система мониторинга слепых зон при перестроении и даже адаптивный круиз-контроль.
По части сервисного обслуживания «Мондео» ничем особым не выделяется. Интервал между ТО - 15 000 км, а гарантия составляет 3 года или 100 000 км. Стоимость обязательного техобслуживания также по современным меркам невелика и фиксирована импортером. Однако список регламентных работ минимален - замена масла, фильтров, сервисных жидко¬стей плюс небольшие проверочные работы.
Зато у «Форда» весьма обширная дилерская сеть - в России работает более сотни торгово-технических центров. Только в Москве их 18, в Санкт-Петербурге - 9.