У себя на родине этот автомобиль назван именем известного киногероя, не желавшего подчиняться воле людей.
Экспансию Китайских автопроизводителей на российский рынок обратило вспять вступившее в силу 14 ноября 2008 года постановление Правительства РФ № 745 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств», установившее минимальную ставку в размере 5000 евро за кузов. Но попятились не все. К примеру, компания «Рэд Драгон» - официальный дистрибьютор «Джили» в России - продолжает торговать машинами этой марки и даже обещает несколько новых моделей. В апреле был дан старт весьма выгодной акции, и она моментально отразилась на сбыте машин. К примеру, за первый квартал их было продано 648, а за апрель - 745; числа сами по себе невеликие, но на фоне общего спада показательные. К тому же в нашей рубрике ни разу не гостил «китаец» - любопытно будет сравнить его с другими машинами.
Производство «Джили-МК» началось в Китае в апреле 2006 года. По сути, это перелицованная «Тойота-Виос» («Ярис» с кузовом седан), которая предназначалась для стран Юго-Восточной Азии. Для внутреннего рынка модель выпускают с двумя типами кузова (седан и 5-дверный хэтчбек) и бензиновыми двигателями объемом от 1,3 до 1,8 л, с механической или автоматической коробками передач. В России продажи стартовали в мае 2008 года. Нам поставляют седаны с 1,5-литровым 94-сильным мотором и механикой, хотя украинским соседям предлагают 1,6 л (107 л.с). С чем это связано, остается загадкой. МК для российского рынка производят только в Китае на предприятиях «Джили». Все машины адаптированы к нашему климату. Изменена работа отопителя (додумались же установить под капотом архаичный краник для переключения режимов «печки» с летнего на зимний!), улучшена шумоизоляция, в обивке салона светлые тона уступили место более практичным - потемнее. А также установлены стартер повышенной мощности, аккумуляторная батарея большей емкости, использован морозостойкий пластик и проведена дополнительная антикоррозионная обработка.
В числе основных конкурентов данной модели - «
Шевроле-Ланос», «Рено-Логан», «ФИАТ-Албеа», «Дэу-Нексия», «
Лада-Приора».
За самый дешевый автомобиль дилеры просят всего 249 000 рублей. Правда, это касается машин 2008 года выпуска, но на момент подготовки статьи в наличии были только они. До начала специальной акции машины были дороже на 50 000 - 70 000 рублей. Для сравнения: за самую дешевую «Приору»-седан просят на 7000 (2008 г.в.) или на 40 000 (2009) больше. Но в ней нет даже кондиционера.
Выбирать тип кузова не пришлось (один вариант - прямо скажем, небогато), а вот комплектации заставляют задуматься. Базовая уже включает приемлемый список оборудования (см. Нашу справку). Более продвинутая, «Комфорт», отличается электрическими стеклоподъемниками на всех окнах, ABS с распределением тормозных усилий (EBD) и подушкой безопасности переднего пассажира. Весьма неплохой набор для бюджетного автомобиля, а переплата по сравнению с базовой модификацией - всего 10 000 рублей. Именно за нее мы и проголосовали. За самую продвинутую комплектацию «Элеганс», соблазняющую кожаной обивкой сидений и салона, люком с электроприводом и литыми колесными дисками, придется выложить еще 30 000 рублей. При этом материалы отделки не самого лучшего качества, а люк съедает много места над головой, которого и так немного, ведь китайские автомобили традиционно рассчитаны отнюдь не на богатырей. Никаких дополнительных опций производителем не предусмотрено, но дилеры наверняка предложат выбор аудиосистем, дополнительных противоугонных комплексов и т. д.
Отечественным покупателям предлагают атмосферный 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель объемом 1,5 л (94 л.с.), который спокойно переваривает 92-й бензин и соответствует требованиям Евро III. Коробку передач выбрать тоже не получится - альтернативы 5-ступенчатой механике нет. Правда, представительство компании в России неоднократно намекало на возможность поставок машин с автоматом. Все предпосылки для этого есть, ведь концерн Джили-МК приобрел контроль над австралийской компанией Drivetrain Systems International, которая является одним из крупнейших в мире поставщиков автоматических трансмиссий. Ее изделия поступали, в частности, на конвейеры «Форда», «Крайслера» и «СанЙонга».
Крэш-тестов Джили-МК ни американские, ни европейские организации не проводили, зато эту модель разбили на ее родине по методике китайской C-NCAP. Данная организация предлагает три теста: фронтальный удар на скорости 50 км/ч со 100-процентным перекрытием, фронтальный удар на скорости 56 км/ч с 40-процентным перекрытием и боковой на 50 км/ч, причем каждую подопытную модель проводят через все три теста. МК заработал 42,2 балла, что соответствует четырем звездам. Автомобиль был оборудован двумя подушками безопасности. Весьма неплохой результат, даже несмотря на то, что тестовая методика немного устарела. По крайней мере это уже не тот китайский хлам, что складывался по среднюю стойку при более или менее серьезном ударе. Российскую сертификацию проводил САТР-Фонд, официально аккредитованный при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Причем делал это по новым, более жестким нормам, вступившим в силу на территории России в конце 2007 года.
Пожалуй, самый животрепещущий вопрос потенциальных потребителей связан с качеством и надежностью. Посмотрим, что здесь.
Гарантия составляет три года или 100 000 км. Но, как и у многих других производителей, не без оговорок. Указанные срок и пробег распространяются лишь на некоторые узлы двигателя, трансмиссии, ходовой части и т. д. По отношению к отдельным комплектующим гарантийные обязательства длятся 2 года или 60 000 км, а для всяких там резиночек, чехлов, пыльников, кожухов, втулок - и вовсе полгода или 10 000 км. На сервисе ждут через каждые 10 000 км пробега или 12 месяцев, а первое ТО предстоит на 1500-2500 км или через два месяца после начала эксплуатации. Причем оно платное - возьмут около 4000 рублей. Заменять масло с фильтром в двигателе и проверять работу основных узлов и агрегатов по прошествии столь краткого срока - еще куда ни шло, но вот зачем менять жидкость гидроусилителя и масло в коробке? Если жидкости настолько низкого качества, почему бы не включить эти операции в предпродажную подготовку, а не добавлять забот и расходов покупателям?
Стоимость ТО на 10, 20 и 30-й тысячах пробега составит около 6000, 7500 и 10 000 рублей соответственно. Каждое включает замену масла, масляного, салонного и воздушного фильтров. На 20-й тысяче, помимо прочего, поменяют свечи и тормозную жидкость, а на 30-й - охлаждающую жидкость. Большое ТО-60 000, предусматривающее замену ремня ГРМ, потянет и вовсе на 18 000 рублей. Совсем не гуманные расценки на обслуживание бюджетного автомобиля.
Несмотря на то, что марка представлена в России не так давно, в Москве и Московской области действуют 25 дилерских предприятий (всего по стране их 130). Это стало возможным благодаря тому, что «Рэд Драгон» входит в группу компаний «Рольф» и дилерская сеть «Джили» использует ее ресурсы. Важно учитывать, что многие салоны лишь продают, но не обслуживают эти автомобили: перед поездкой на ТО нелишне навести справки.
Большинство владельцев пересели на «Джили» с отечественных авто и поэтому менее категоричны в оценках качества сборки и материалов, нежели приверженцы японских и европейских марок. Появление «сверчков» или царапин на пластмассе не станет для них причиной бессонницы и поводом для обмена автомобиля, но некоторые недостатки они все же не прощают. К примеру, нередко жалуются на недостаточное пространство над головами задних пассажиров (седоки ростом выше 180 см упираются в потолок), заметное проседание задней части автомобиля при частичной загрузке, нечеткие переключения передач, аморфные сиденья, стуки амортизаторов и втулок стабилизаторов поперечной устойчивости. Основная же масса гарантийных обращений связана с выходом из строя электрооборудования (блоки управления центральным замком, обогревательные элементы зеркал, датчики скорости, динамики аудиосистемы) и течью жидкости из насоса гидроусилителя руля.
Для объективных выводов о качестве и надежности автомобилей данных пока недостаточно, но, по мнению владельцев и работников СТО, нынешний уровень уже много лучше, чем у предшественников.
Объемы продаж Джили-МК, повторим, недостаточно велики, чтобы модель могла всерьез заинтересовать угонщиков, поэтому теоретически машину можно не запирать (однако на практике этого делать, конечно же, не стоит). Все машины оборудованы штатной сигнализацией, возведение дополнительных рубежей защиты целесообразно лить для собственного спокойствия. Цена полиса каско, учитывая невысокую стоимость «Джили», не запредельна: в среднем 7-10% исходной цены машины.
В первый год «Джили-МК» теряет примерно 20-25% стоимости (что отнюдь не мало), в последующие годы - по 10-15%.
Подводя итоги, отметим, что китайские автопроизводители не стоят на месте. Современные машины из этого региона уже не кажутся откровенно сырыми и, учитывая их привлекательные цены, вполне могут побороться за место под солнцем.