Mazda 3
Впервые автомобиль был представлен в 2003 г. как преемник довольно популярной Mazda 323. Модель построена на той же корпоративной платформе, что и Ford Focus и Volvo S40 (Mazda входит в концерн Ford). Спустя три года после первого появления автомобиль подвергся рестайлингу, затронувшему помимо экстерьера также и силовые агрегаты, — были изменены настройки моторов и доработаны коробки передач. В России продаются автомобили с обоими типами кузова — седан и пятидверный хэтчбек. Покупатель может выбирать только из двух бензиновых двигателей — рабочим объемом 1,6 и 2,0 л мощностью в 105 и 150 л. с. соответственно. С ними могут работать как механическая (пятиступенчатая для первого и шестиступенчатая для второго), так и четырехскоростная автоматическая коробки передач. На спортивный хэтчбек MPS устанавливается только 2,3-литровый мотор с турбонаддувом в 260 л. с. Подвеска полностью независимая: передняя — типа МакФерсон, с креплением в четырех точках через резиновые опоры, а сзади — многорычажная подвеска «типа Е». Тормозные механизмы на всех колесах с дисками, спереди — вентилируемые. Система оснащена ABS. Рулевой механизм — реечный, с гидроусилителем.
В тестах по методике Euro NCAP модель выступила достойно — результат четыре звезды, или 33 балла, для машины европейского размерного С-класса очень неплох. Ни «водитель», ни «пассажир» не получили серьезных травм как при лобовом, так и при боковом ударе. Этого удалось добиться благодаря установке четырех подушек безопасности и специальной конструкции силового каркаса кузова с зонами программируемой деформации. При этом еще три звезды модель заработала за защиту детей, а две — зато, что пощадила пешеходов.
Дилеры предлагают три основных комплектации: Base, Touring и Sport. В базовом оснащении есть электростеклоподъемники передних дверей, зеркала с электроприводом и подогревом. Безопасность на высоком уровне — имеются не только фронтальные и боковые подушки, но и шторки. А для установки детских кресел предусмотрены крепления ISOfix. В комплектацию входит кондиционер и аудиосистема с четырьмя динамиками. У следующего исполнения появляются электропривод стекол всех дверей, маршрутный компьютер и полноценный CD-проигрыватель. Кроме того, у нее немного иной салон — руль с кожаной оплеткой и дублированным управлением аудиосистемой. Кондиционер устанавливается только на автомобилях с мотором в 1,6 л, а с 2,0-литровым — климат-контроль. Кроме того, на случай холодов предусмотрен подогрев передних кресел. В экстерьере появляются противотуманки и омыватели фар.
В комплектации Sport штатно установлены ксеноновые фары с автокорректором и задние светодиодные фонари, датчик дождя и 17-дюймовые легкосплавные колеса. Комфортную атмосферу в салоне обеспечивает климат-контроль. Если у потенциального покупателя возникнет желание, то за доплату ему предложат большое количество фирменных аксессуаров, начиная от спортивных зеркал и заканчивая автономным отопителем. Все это можно не приобретать по отдельности, а взять в каком-либо из стандартных пакетов. Также доплатить придется и за окраску металлик.
Кроме основных комплектаций существует модификация Flash Edition, которая мало отличается от версии Sport, — никаких серьезных доработок в конструкции, но при этом заметные отличия, вроде аэродинамического обвеса и 16-дюймовых литых колес, все же есть. Наиболее богатая версия MPS включает систему динамической стабилизации (DSC), противобуксовочную систему (TCS) и дифференциал повышенного трения (LSD). В салоне установлены спортивные передние сиденья с вышитым логотипом, а сама отделка интерьера — комбинированная, сочетающая кожу и ткань. Колеса из легкого сплава внушительного размера — 18 дюймов. Как ни странно, при всем спортивном имидже модели передние стандартные кресла не обладают развитой боковой поддержкой и даже выполнены с большим комфортом. Тем не менее с удобством в нем разместится водитель практически любой комплекции — и все благодаря широкому диапазону регулировок кресла.
Интересен тот факт, что регулировка спинки водительского сиденья осуществляется плавно, а у пассажирского — ступенчато. В целом эргономика на высоком уровне — пользоваться всеми кнопками и рычажками удобно. Обзор хороший, в том числе и назад, благодаря большим наружным зеркалам, да и через салонное все видно хорошо — подголовники почти не закрывают обзор. Сдавать задом удобнее на хэтчбеке, так как габариты чувствуются лучше, но и у седана проблем с парковкой не возникает. Вместительность салона — среднего уровня: человек среднего роста может сесть сам за собой, но высокому в такой же ситуации сзади будет тесно.
Кстати, садиться на заднее сиденье не очень удобно из-за покатой крыши, причем особенно заметно это у седана. При этом места над головой остается немало даже у высокорослых — все дело в низко расположенной подушке дивана. По ширине салон не очень большой, и если в коротких поездках с этим еще можно смириться, то в дальнее путешествие однозначно лучше пятого не брать, если, конечно, это не ребенок. Багажное отделение невелико и у хэтчбека, и у седана. Но у последнего оно все-таки будет более вместительным, особенно если в салоне сядут пять человек. Однако проем багажника у седана очень узкий. Так что для объемных вещей все же больше подходит багажное отделение хэтчбека, особенно если пожертвовать пассажирскими местами. Размеры перчаточного ящика от типа кузова не зависят, и в него можно положить немало довольно объемных вещей. К тому же в крышке есть лоток для бумаг формата А4.
Для того чтобы плавно трогаться и разгоняться, придется привыкнуть к особенностям работы педали газа — ее привод обладает недостаточной информативностью. Наименее мощный двигатель обеспечивает сколь-нибудь достойную динамику только при высоких оборотах коленвала. Если двигаться не спеша, то 2,0-литровый мотор мало отличается от 1,6-литрового, — разгон, если несильно давить на педаль газа, плавный, а шума от двигателя почти не слышно. Но если дать газу от души, то вся мощь мотора моментально передается на колеса. Попробуйте при этом резко отпустить педаль сцепления — пробуксовки не избежать. Шестая передача позволяет сократить расход топлива до минимума. Механизмы сцепления и переключения передач работают четко, а у рычага коробки передач ходы небольшие. Версия MPS с 260-сильным двигателем обладает впечатляющей динамикой разгона, а самоблокирующийся дифференциал позволяет вам не обращать колесами.
Автомобиль хорошо держит прямую. Реакции на поворот руля очень четкие, что обеспечивает уверенное прохождение поворотов. Тормоза срабатывают очень быстро, во многом благодаря небольшому ходу педали, но и настройка шасси играет значимую роль. Правда, за эти ходовые качества приходится расплачиваться комфортом — подвеска плохо справляется даже с небольшими дефектами дорожного покрытия. Впрочем, с увеличением скорости толчки, передающиеся на кузов, ослабевают. И еще одно замечание — дорожный просвет не очень большой, особенно под передним бампером. Так что в городе не стоит прижиматься близко к бордюрам, а на грунтовку следует съезжать аккуратнее.
Для завершения картины необходимо упомянуть посредственную шумоизоляцию — отчетливо слышны, например, удары песчинок по колесным аркам. Но, как ни странно, мотора не слышно даже на высоких скоростях. На автомобиль дается гарантия на три года и 100 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). При этом она не распространяется на детали, подлежащие периодической замене из-за износа. На кузов дается отдельная двенадцатилетняя гарантия. На лакокрасочное покрытие также идет индивидуальная гарантия, которая составляет три года.
Вместо привычной бумажной сервисной книжки к машине прилагается электронная — DSR. В нее заносятся все данные о сервисных работах и, по уверениям производителя, подделать ее практически невозможно, так же как изменить занесенные в нее данные вне сервисного центра.