У немногих автомобилей в мире столь безупречная репутация. С момента появления в 2005 году 270 000 больших «мерседесов» нынешнего поколения (W 221) обрели владельцев. И, надо полагать, они весьма влиятельные люди. В первую очередь в Америке, в Китае и в Германии. Впрочем, и в России начала 1990-х предшественник нынешнего S-класса стал одним из немногих стопроцентно узнаваемых и статусных автомобилей, подтвердив свое лидерство не только продажами, но и анекдотами, в которых фигурировал «шестисотый»...
Тот автомобиль (W 140, 1990-1998 годы) с 12-цилиндровым 400-сильным мотором буквально подавил соперников монументальным дизайном, мощью, динамикой и непревзойденным комфортом. Пускай европейцы приняли тяжеловеса с неумеренным аппетитом и пугающими габаритами в штыки, все остальные безоговорочно признали в нем лидера. Однако следующее поколение (W 220, 1998-2005 годы) было гораздо скромнее.
Автомобиль 2005 года снова вернулся к настоящим идеалам высшего класса: мощность и скорость, роскошь и комфорт без ограничений и ложной скромности. Цифры продаж великолепно подтвердили концепцию. Что теперь, когда экономические перспективы не очень радужные?
Иметь автомобиль высшего класса с гибридной силовой установкой - все равно, что получать скидку при оплате платиновой картой в эксклюзивном бутике. Важна не сама экономия, а реакция окружающих.
«Мерседес-Бенц S 400 Hybrid» как раз из этой категории. По сравнению с обычным S 350 с аналогичным шестицнлиндровым двигателем, он экономит одну десятую секунды при разгоне и 2 литра в расходе топлива - будучи почти на 700 тысяч рублей дороже. Чтобы окупить эту разницу за срок службы машины, нужно, чтобы цена литра бензина А95 достигла 140 рублей. Когда-нибудь она такой будет, но хочется верить, что до этого сменится не меньше чем пара поколений «мерседесов»...
Впрочем, прокатиться на серийном гибриде стоит хотя бы для того, чтобы понять, что изменилось по сравнению с предсерийной машиной, с которой знакомился полгода назад (ЗР, 2008, № 11). Легкие штрихи, и S-класс выглядит более строгим и. подтянутым, Грани бампера стали острее, в фарах и под ними зажглись светодиоды, ушли окрашенные в цвет кузова полоски, разделявшие фонари, показались наружу трапециевидные насадки труб глушителей. Более чем достаточно, чтобы отличить от прежней версии, и ровно столько, чтобы не нарушить восприятие машины.
На предсерийном автомобиле у меня постоянно рос заряд аккумулятора, а теперь, несмотря на тот же стиль вождения, зарядка не превышает 70-72V Излишек энергии можно потратить. Нужен резкий рывок, чтобы занять место в левом ряду автобана? Пожалуйста! Здесь-то и поможет электромотор - с 90 до 160 км/ч гибрид разгоняется гораздо лучше, чем S 350 с почти таким же двигателем. Именно почти. Они двойники только по геометрии. У гибридного «Мерседеса» бензиновый двигатель с увеличенной степенью сжатия и продленной фазой открытия впускных клапанов, работающий по так называемому циклу Аткинсона (на самом деле полный цикл Аткинсона требует другого кривошипно-шатунного механизма, но такой вариант серийно никто не применяет). Этот мотор оптимизирован для работы с малыми нагрузками, а недостаток приемистости восполняет 15-киловаттНый электродвигатель. Не стоит смеяться над его 20-сильной помощью. Он увеличивает крутящий момент на 160 Н*м, практически уравнивая разгонный потенциал 3,3-литрового мотора с возможностями 5,5-литрового. Хотя рвануть с места, «как большой», он не в состоянии - рывок гасит гидротрансформатор семиступенчатого автомата.
Теперь «Мерседес-Бенц S 500 4Matic». Восемь цилиндров, пять с половиной литров, полный привод, без малого 400 «лошадей» под капотом. На узких извилистых ландштрассе нам с ним явно тесно. Нет, не из-за габаритов (S-класс всего на 31 мм шире «Форда-Фокус»), а потому, что приходится постоянно сдерживать себя и машину, съедая короткие прямые одним нажатием правой педали. Впрочем, кусочек автобана без скоростных ограничений еще впереди. Сколько там, 220? Не взглянув на спидометр, я предположил бы не больше 150 км/ч. В просторнейшем салоне длиннобазной версии мы с коллегой - он изучает тонкости регулировки заднего сиденья и настройки массажа - говорим вполголоса, пролетая между тем каждую секунду но 60 метров автобана. Это не автомобиль, а прямо-таки остров спокойствия и невозмутимости! После таких скоростей при 80 км/ч хочется просто выйти из машины. И мы это сделаем, но чуть попозже, на остановке, чтобы поменяться местами и продолжить дискуссию новой темой: у какого из современных люксовых седанов лучший массаж? Пожалуй, все-таки не у «Мерседеса». Хотя, честно говоря, я ничего не понимаю в массаже...
Аэропорт - конечная цель короткого путешествия. Средний расход топлива меньше 13,4 л/100 км. Кто теперь заикнется, что S-класс чудовищно прожорлив? За скорости в третьей сотне - вполне разумная плата. Хотя гибрид съедал на 3 литра меньше...
Придраться к нему трудно. Разве что попенять системе «Комманд», где легко перепутать настройки водительского и пассажирского кресел. Но дело не в этом. Главное - с «Мерседесом» S-класса невозможно перейти на «ты». Он способен на многое, но держит дистанцию. Сидя в водительском кресле, ощущаешь процесс управления, а не поведение машины. Может быть, поэтому конструкторы добавили систему стабилизации при боковом ветре. Пожалуй, при той степени изоляции, что обеспечивает большой «Мерседес», и немецких скоростях она действительно пригодится... Со стихией надо обращаться на «вы», как и с «Мерседесом» S-класса.