У немногих автомобилей в мире столь безупречная репутация. С момента появления в 2005 году 270 000 больших «мерседесов» нынешнего поколения (W 221) обрели владельцев. И, надо полагать, они весьма влиятельные люди. В первую очередь в Америке, в Китае и в Германии. Впрочем, и в России начала 1990-х предшественник нынешнего S-класса стал одним из немногих стопроцентно узнаваемых и статусных автомобилей, подтвердив свое лидерство не только продажами, но и анекдотами, в которых фигурировал «шестисотый»...
Тот автомобиль (W 140, 1990-1998 годы) с 12-цилиндровым 400-сильным мотором буквально подавил соперников монументальным дизайном, мощью, динамикой и непревзойденным комфортом. Пускай европейцы приняли тяжеловеса с неумеренным аппетитом и пугающими габаритами в штыки, все остальные безоговорочно признали в нем лидера. Однако следующее поколение (W 220, 1998-2005 годы) было гораздо скромнее.
Автомобиль 2005 года снова вернулся к настоящим идеалам высшего класса: мощность и скорость, роскошь и комфорт без ограничений и ложной скромности. Цифры продаж великолепно подтвердили концепцию. Что теперь, когда экономические перспективы не очень радужные?
Иметь автомобиль высшего класса с гибридной силовой установкой - все равно, что получать скидку при оплате платиновой картой в эксклюзивном бутике. Важна не сама экономия, а реакция окружающих. «Мерседес-Бенц S 400 Hybrid» как раз из этой категории. По сравнению с обычным S 350 с аналогичным шестицнлиндровым двигателем, он экономит одну десятую секунды при разгоне и 2 литра в расходе топлива - будучи почти на 700 тысяч рублей дороже. Чтобы окупить эту разницу за срок службы машины, нужно, чтобы цена литра бензина А95 достигла 140 рублей. Когда-нибудь она такой будет, но хочется верить, что до этого сменится не меньше чем пара поколений «мерседесов»...
Легкие штрихи, Мерседес S-класс выглядит более строгим и. подтянутым, Грани бампера стали острее, в фарах и под ними зажглись светодиоды, ушли окрашенные в цвет кузова полоски, разделявшие фонари, показались наружу трапециевидные насадки труб глушителей. Более чем достаточно, чтобы отличить от прежней версии, и ровно столько, чтобы не нарушить восприятие машины. На предсерийном автомобиле у меня постоянно рос заряд аккумулятора, а теперь, несмотря на тот же стиль вождения, зарядка не превышает 70-72V Излишек энергии можно потратить. Нужен резкий рывок, чтобы занять место в левом ряду автобана? Пожалуйста! Здесь-то и поможет электромотор - с 90 до 160 км/ч гибрид разгоняется гораздо лучше, чем S 350 с почти таким же двигателем. Именно почти. Они двойники только по геометрии. У гибридного «Мерседеса» бензиновый двигатель с увеличенной степенью сжатия и продленной фазой открытия впускных клапанов, работающий по так называемому циклу Аткинсона (на самом деле полный цикл Аткинсона требует другого кривошипно-шатунного механизма, но такой вариант серийно никто не применяет). Этот мотор оптимизирован для работы с малыми нагрузками, а недостаток приемистости восполняет 15-киловаттНый электродвигатель. Не стоит смеяться над его 20-сильной помощью. Он увеличивает крутящий момент на 160 Н*м, практически уравнивая разгонный потенциал 3,3-литрового мотора с возможностями 5,5-литрового. Хотя рвануть с места, «как большой», он не в состоянии - рывок гасит гидротрансформатор семиступенчатого автомата.
Теперь «Мерседес-Бенц S 500 4Matic». Восемь цилиндров, пять с половиной литров, полный привод, без малого 400 «лошадей» под капотом. На узких извилистых ландштрассе нам с ним явно тесно. Нет, не из-за габаритов (S-класс всего на 31 мм шире «Форда-Фокус»), а потому, что приходится постоянно сдерживать себя и машину, съедая короткие прямые одним нажатием правой педали.
Впрочем, кусочек автобана без скоростных ограничений еще впереди. Сколько там, 220? Не взглянув на спидометр, я предположил бы не больше 150 км/ч. В просторнейшем салоне длиннобазной версии мы с коллегой - он изучает тонкости регулировки заднего сиденья и настройки массажа - говорим вполголоса, пролетая между тем каждую секунду но 60 метров автобана. Это не автомобиль, а прямо-таки остров спокойствия и невозмутимости! После таких скоростей при 80 км/ч хочется просто выйти из машины. И мы это сделаем, но чуть попозже, на остановке, чтобы поменяться местами и продолжить дискуссию новой темой: у какого из современных люксовых седанов лучший массаж? Пожалуй, все-таки не у «Мерседеса». Хотя, честно говоря, я ничего не понимаю в массаже...
Аэропорт - конечная цель короткого путешествия. Средний расход топлива меньше 13,4 л/100 км. Кто теперь заикнется, что S-класс чудовищно прожорлив? За скорости в третьей сотне - вполне разумная плата. Хотя гибрид съедал на 3 литра меньше...
Придраться к нему трудно. Разве что попенять системе «Комманд», где легко перепутать настройки водительского и пассажирского кресел. Но дело не в этом. Главное - с Мерседесом S-класса невозможно перейти на «ты». Он способен на многое, но держит дистанцию. Сидя в водительском кресле, ощущаешь процесс управления, а не поведение машины. Может быть, поэтому конструкторы добавили систему стабилизации при боковом ветре. Пожалуй, при той степени изоляции, что обеспечивает большой «Мерседес», и немецких скоростях она действительно пригодится... Со стихией надо обращаться на «вы», как и с «Мерседесом» S-класса.