OPEL ZAFIRA (A)
ХРОНОЛОГИЯ: 1999 г. — начало производства; 2003 г. — рестайлинг; 2005 г. — прекращение производства
Представленный в 1999 году, 5-дверный вэн Zafira нашел немало поклонников. К серьезным проблемам кузова можно отнести то, что на машинах первых лет выпуска проявляется коррозия по низу дверей. Рекомендуется проводить дополнительную антикоррозийную защиту арок и порогов раз в 5 лет. Из-за небольшого дорожного просвета требуется установка защиты основных агрегатов. Иногда происходит отказ приводов центрального замка дверей — отходят тяги. В сырую погоду при старом фильтре салона запотевают боковые стекла. Фильтр надо менять не реже, чем каждые 15 тыс. км или раз в год.
На автомобиль устанавливалось несколько бензиновых двигателей — 1.6 Ecotec (Х16ХЕ, 100 л. с. - до 2000 г.; Z16XE, 100 л. с. — с 2000 г.); 1.8 Ecotec (Х18ХЕ, 115 л.с. - до 2000 г.; Z18XE, 125 л. с. - с 2000 г.); 2.0 (Z20LET, 192 л. с. - 2001-2003 гг.; 200 л. с. -с 2003 г.); 2.2 (Z22SE, 147 л. с. - с 2000 г.). Дизельные двигатели — 2.0 Ecotec (X20DTL, 82 л.с. - до 2000 г.; Y20DTL, 100 л. с. - с 2000 г.); 2.2 DTI (Y22DTR, 125 л. с. — с 2002 г.). Zafira оснащалась также мотором, работающим на газе — 1.6 (CNG, 96 л. с. -с 2000 г.). Замена масла и фильтра в бензиновых двигателях производится с периодичностью раз в 15 тыс. км, в дизельных — через 10 тыс. км. На бензиновых двигателях замена свечей производится раз в 30—40 тыс. км. Воздушный фильтр меняется при пробеге в 30 тыс. км. Замена антифриза производится через 60 тыс. км или через 3 года. Ремень ГРМ, ролики и натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов следует менять при пробеге 60 тыс. км (кроме Z22SE, Y20DTL и Y22DTR), цепи и натяжителя на Z22SE, Y20DTL и Y22DTR — при пробеге в 120-140 тыс. км, помпу системы охлаждения — раз в 120 тыс. км пробега. Рекомендуется каждые 30—50 тыс. км промывать форсунки.
К одной из хронических болезней можно отнести большой расход масла при пробеге свыше 100 тыс. км у моторов 1.6 л. Причина — разрушение маслосъемных колпачков или, реже, закоксовывание колец. Иногда подтекает масло из-под прокладки клапанной крышки. При замене масла на двигателях со сменным картриджем масляного фильтра возможно повреждение корпуса фильтра. У всех моторов происходит образование нагара на втулках клапанов из-за низкого качества моторного масла, что приводит к подвисанию клапанов и последующему обгоранию их тарелок. На бензиновых двигателях дроссельная заслонка залипает из-за смолистых отложений. У мотора Z22SE при превышении момента затяжки свечей зажигания могут образоваться трещины на головке блока.
На автомобиль устанавливались как механические 5-ступенчатые (F13, F17, F18, F23), так и автоматические 4-сту-пенчатые (AFI3, AF17, AF18) коробки передач. Привод — на передние колеса. В трансмиссии с механической коробкой передач замена сцепления производится при пробеге 140—180 тыс. км. Масло в механической коробке лучше менять раз в 150 тыс. км, а в автоматической — каждые 60 тыс. км вместе с фильтром. Замена сальников приводных валов может потребоваться при пробеге 140—160 тыс. км. Существенная проблема
Opel Zafira только одна — на автомобилях с механической коробкой при большом пробеге затруднено переключение передач из-за износа кулисы.
Передняя подвеска — независимая МакФерсон, задняя — полунезависимая с балкой, работающей на кручение. Замена стоек стабилизатора поперечной устойчивости требуется каждые 30—50 тыс. км, амортизаторов — при 80—100 тыс. км, опорных подшипников стоек передней подвески — через 60—80 тыс. км, шаровых опор — через 150 тыс. км. Передние сайлент-блоки меняются через 110—130 тыс. км, задние — к 160—180 тыс. км. В редких случаях преждевременно выходят из строя опорные подшипники стоек передней подвески.
Реечный рулевой механизм с электрогидроусилителем в целом надежен. Иногда течет картер рулевой рейки. При пробеге более 90 тыс. км появляются стуки рулевого вала. Замена рулевых наконечников необходима каждые 50—70 тыс. км.
Тормозные механизмы всех колес — дисковые. Машины оснащены ABS. Передние колодки «живут» около 20—30 тыс. км, задние — 50—60 тыс. км. Передние диски необходимо менять при пробеге в 50—60 тыс. км, задние — к 140—160 тыс. км. Рекомендуется каждые 30 тыс. км или раз в 2 года заменять тормозную жидкость. На автомобилях первых лет выпуска нужно периодически проводить очистку задних тормозных механизмов, так как закисают оси стояночного тормоза.
Отсоединение аккумулятора не вызывает сбоев в электронике. Может выйти из строя модуль зажигания на бензиновых моторах. Случаются отказы электрооборудования из-за окисления контактов под воздействием грязи. При ремонте после аварии надо помнить, что электронный блок подушек безопасности рассчитан на четыре срабатывания.
Периодически надо просушивать напольное покрытие салона, зачищать и смазывать контакты водоотталкивающим составом.