SKODA YETI
Удивляться начал, едва распахнул дверь «Шкоды-Йети» в аэропорту Милана. К чему термос с горячим чаем и шерстяная шапка в этом солнечном даже зимой итальянском городе? Оказалось, подарки весьма кстати! Пока, правда, «Йети» летит на скорости за сотню по магистрали, проложенной в долине. Под капотом без напряжения жужжит 1,8-литровый бензиновый мотор, работающий с механической коробкой передач. Двигатель отменно тянет, особенно после 3500 об/мин, когда окончательно просыпается турбонагнетатель, и обгоны даются легко. Этакой легкости добавляют и настройки шасси. Несмотря на 180 мм дорожного просвета, «Йети» послушно следует за рулем и практически не кренится, так что на сухом асфальте возникает ощущение езды на обычной легковой машине. Или это весенняя погода кружит голову?
Через час на горизонте замаячили заснеженные вершины, и навигация увела прочь от шоссе. Серпантин круто забрал в горы - мы проткнули первый слой облаков. Под колесами то лед, то снег. Отличная возможность прочувствовать полный привод «Йети». Напомню: в основе конструкции многодисковая муфта «Халдекс» четвертого поколения, как на «Октавии» и «Супербе» версий 4x4. Обычно на передок идет 96% крутящего момента. Но сейчас, когда колеса то и дело норовят сорваться в пробуксовку, электроника готова отдать до 90% «ньютонов» задней оси. Муфту «Халдекс» координируют ABS с ESP. Когда включается последняя, «Халдекс» переходит под контроль системы стабилизации. А если срабатывает ABS, электроника может вообще отключить муфту. С уважением отмечаю: перераспределение момента происходит плавно и, я сказал бы, интеллигентно.
Видимость падает быстрее, чем закатывается за горизонт солнце. Ориентироваться приходится по вешкам в рост человека (порой снежного!), которыми обозначена обочина. Карабкаемся вверх к перевалу, а ветер и снег все усиливаются. Узенькие карманы для экстренной остановки забиты машинами. Водители, в том числе грузовиков и автобусов, заняты одним делом - прилаживают цени на колеса ведущей оси. В багажнике моего «Йети» тоже болтается коробка с «кандалами», но останавливаюсь только чтобы обстучать обледеневшие дворники. Вот и долгожданный перевал - впереди полсотни километров спуска. На всех полноприводных «Йети» устанавливают оффроуд-ассистент. По сути, это помощник на спуске - его применяют многие фирмы, но этот с расширенными возможностями. Нажимаю кнопку и отпускаю педали. «Шкода» удерживает заданную скорость, периодически подтормаживая, и плавно плывет вниз по дороге. Я не отстранен от процесса управления - могу регулировать скорость нажатием педалей газа и тормоза. Стоит отпустить их, устройство вновь берет контроль в свои руки и держит желаемый теми спуска. При подъеме в крутую гору вступают в действие противобуксовочная система и электронная блокировка дифференциала. И еще одна особенность: чувствительная педаль газа с активированным оффроуд-ассистентом помогает не зарыться... в песке. Впрочем, о пляжах как-нибудь в другой раз.
В темноте мелькает невзрачная «стекляшка» и безразличный полицейский - граница Италии и Швейцарии. Среди ночи прибываю на горнолыжный курорт Санкт-Моритц, ежась от 15-градусного мороза и «проливного» снегопада. Но аромат глинтвейна, шикарные виды на озеро и рождественская иллюминация заставляют забыть о непогоде.
В следующие двое суток - бросок на север Швейцарии, в Цюрих, затем обратно на юг. По дороге заглянули в уютную горнолыжную деревушку Саас-Фе на высоте 1800 м, в которой... запрещено движение обычных автомобилей. Оставил «Йети» на десятиэтажной стоянке (попутно оценив способность «Шкоды» парковаться на площадке, длина которой всего на 80 см больше ее собственной) и поднялся на лифте на верхний этаж - в городок. На улочках царство пешеходов и крохотных электромобилей, чья задача - возить продукты по ресторанам да багаж постояльцев бесчисленных шале-гостиниц.
Обратная дорога в Италию преподнесла сюрприз. Недалеко от города Интерлакен шоссе, расширившееся до четырех рядов, уперлось в забор из шлагбаумов и красные светофоры. Но вот загорелся зеленый, и мы вкатились... на железнодорожные платформы! За 30 франков многие не прочь сэкономить несколько часов и пронзить Альпы от Берна до долины Роны кратчайшим путем. «Рычаг коробки на первую передачу, ручник затянуть, двигатель заглушить!» - предупреждают большие плакаты. Поезд незаметно трогается, через сотню метров вползаем в кромешную темноту. За 15 минут мы с «Йети» преодолели 14 612 метров туннеля Кандерштег - Гоппенштайн (кстати, этот тоннель построен еще в 1913 году), не потратив ни капли бензи... извините, дизтоплива. Ведь на обратном пути я опробовал «Йети» с 2-литровым дизелем. По сравнению с бензиновой машиной, у этой чуть жестче подвеска и громче двигатель, зато она экономит на трассе до литра топлива на сотню. К сожалению, везти такие версии в Россию пока не планируют.
За ту тысячу километров, что я проехал на «Йети», кажется, четко понял его философию. Автомобиль с высоким комфортом доставит в горы или на море четверых путешественников, не обремененных чрезмерным багажом. Хотя может вывезти на дачу и габаритный груз, ведь задние сиденья съемные. Благодаря умному полному приводу машина спокойно отвезет на работу или на природу по свежему снегу. Только не надо ждать от «снежного автомобиля» невозможного - экстремальных подвигов вне асфальта. Этот «Йети» спустился с гор к людям, в цивилизацию!