TOYOTA LAND CRUISER 100
ХРОНОЛОГИЯ: 1998 г. начало выпуска; 2002 г. — рестайлинг; 2007 г. — прекращение производства
Land Cruiser 100 в 1998 году пришел на смену хорошо зарекомендовавшему себя Land Cruiser 80. Внешне 100-я серия отличается большей на 90 мм длиной, отсутствием на крыльях дополнительных расширителей колесных арок, новыми фарами, задними фонарями и фальш-решеткой радиатора. Автомобили производились только с кузовом 5-дверный универсал в исполнениях GX, STD и VX. К кузову автомобиля никаких претензий нет, он качественно собран и обладает высокой стойкостью к коррозии. Из недостатков можно отметить то, что от попадания камней сбивается краска с боковых молдингов. Салон также нареканий не вызывает.
Модель оснащалась двумя бензиновыми двигателями — 4.5 R6 (224 л. с.(GX и STD)) и 4.7 V8 (205 л. с. - с 1998 по 2002 г. (VX); 238 л. с. с 2002 г. (VX)). Дизельных двигателей также было два - 4.2 D (131 л.с.(СХ) и 4.2 TD (131 л. с. - с 1998 по 2002 г. (VX); 204 л. с. - с 2002 г. (VX)). Бензиновые двигатели отличаются надежностью и высоким качеством исполнения. Так, ресурс мотора 4,5 V6 может составлять до 500 тыс. км без капитального ремонта. Гидрокомпенсаторы на двигателях принципиально не применяются: клапанные зазоры регулируются шайбами, но при этом никаких регулировок обычно не требуется в течение нескольких сотен тысяч километров эксплуатации. Через 100— 150 тыс. км пробега у мотора V8 прогорают один или оба выпускных трубопровода, которые выполнены не чугунными, а стальными. С дизелями проблем практически нет. Только у машин до 2001 года выпуска, оснащенных турбодизелями, может выходить из строя топливный насос высокого давления.
На версиях первых лет выпуска ремень ГРМ на бензиновом моторе V8 меняется через 100 тыс. км пробега, а на тех автомобилях, что выпущены после 1999 года, — через 150 тыс. км. На бензиновом рядном моторе вместо ремня в приводе ГРМ используется цепь, которая способна прослужить более 200 тыс. км. Ремень привода вспомогательных агрегатов обычно требует замены через 100 тыс. км.
Ремень ГРМ у турбодизеля заменяется через 150 тыс. км пробега, у атмосферного — через 100 тыс. км. На обоих дизельных двигателях через 40 тыс. км пробега необходимо снимать и чистить форсунки, а через 100 тыс. км — менять (у «атмосферника» заменяются только распылители). На дизельных версиях, адаптированных для российских условий эксплуатации, применяются предпусковые свечи для облегчения запуска мотора в холод и топливный фильтр с обогревом, который нужно менять через 15—20 тыс. км пробега. Моторное масло в бензиновом двигателе меняется через 10 тыс. км, в дизеле — через 5 тыс. км.
С бензиновыми и дизельными двигателями до 2002 года компоновалась 4-ступенчатая автоматическая коробка передач, позже ее заменил 5-ступенчатый «автомат». С турбодизелем также могла работать 5-ступенчатая механическая коробка передач, которая встречалась на исполнениях GX и STD. Автомобиль оснащен системой постоянного полного привода, блокировкой межосевого дифференциала и раздаточной коробкой с понижающей передачей. Версия VX с турбо-дизелем оборудуется дополнительно блокировкой заднего межколесного дифференциала. С 2000 года на VX стал применяться постоянный полный привод с вискомуфтой. У модификации GX предусмотрены блокировки межосевого, переднего и заднего межколесных дифференциалов. В исполнении STD блокируется только межосевой дифференциал. Трансмиссия может прослужить очень долго, но для этого ее необходимо своевременно обслуживать — шприцевать крестовины и шлицы приводных валов каждые 10 тыс. км пробега, менять масло в коробке передач, раздаточной коробке и мостах каждые 40 тыс. км. Кроме того, если регулярно не прочищать сапун заднего моста, он забивается, в результате начинают протекать сальники полуосей. Обслуживание автоматической трансмиссии состоит в замене масла ATF, что нужно делать через каждые 40 тыс. км пробега. Сцепление служит до 200 тыс. км.
Версии GX и STD (называемые также 105-й серией) базируются на шасси 80-й серии — с неразрезными мостами спереди и сзади. Исполнение VX имеет длинноходную независимую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами, торсионами и штангой стабилизатора. Задняя подвеска осталась зависимой — с неразрезным мостом, двойными рычагами, спиральными пружинами и штангой стабилизатора, однако у рычагов изменены точки крепления для получения более комфортной артикуляции подвески.
О долговечности подвески можно судить по сроку службы сайлент-блоков — у автомобилей, не часто съезжающих с асфальта, он обычно равен 200 тыс. км. Через 50 тыс. км нужно будет проверить состояние втулок переднего и заднего стабилизаторов. Амортизаторы меняются через 100 тыс. км.
Что касается других слабых мест ходовой части, то они имеются только у версии VX: в ее передней независимой
подвеске через 70 тыс. км надо менять нижние рычаги с шаровыми опорами. У этого же самого дорогого исполнения Land Cruiser в подвеске вместо пружин опционно устанавливаются пневматические демпфирующие элементы, позволяющие использовать систему регулировки дорожного просвета и поддерживать постоянную величину клиренса независимо от загруженности автомобиля. Недостатком этой системы в условиях постоянной эксплуатации по грязным дорогам является то, что любой из датчиков, контролирующих дорожный просвет, может выйти из строя. Тогда система закачивает жидкость под максимальным давлением в тот амортизатор, за который отвечает неисправный датчик, со всеми вытекающими отсюда последствиями — вам гарантирована езда в машине «наперекосяк».
На версии VX применяется реечный рулевой механизм, на исполнениях GX и STD — механизм с парой «винт-гайка». В целом система рулевого управления надежна и долговечна. Рулевые тяги, а также их наконечники могут прослужить до 150 тыс. км.
У версий VX и GX в комплектации R2 все тормоза — дисковые вентилируемые. У исполнений GX в комплектации R1 и STD задние тормоза остались барабанными. Для повышения активной безопасности у версии VX применена комплексная система, состоящая из ABS, системы активного контроля тягового усилия (A-TRC) и системы курсовой устойчивости (VSC).
Тормозные диски служат до 100 тыс. км. ABS может перестать функционировать из-за отказа одного из датчиков вращения колес.
Электрооборудование работает практически безотказно. Из возможных мелких неисправностей следует отметить отказ реле омывателя фар, а также возможность окисления разъемов передних противотуманных фар. Следующее поколение
TOYOTA LAND CRUISER 200.