Марка «Вольво» традиционно ассоциируется с безопасностью. Однако требования в этой области имеют национальные особенности.
Вольво S40 второго поколения дебютировала на Франкфуртском автосалоне 2003 года с кузовом седан (индекс S40), а на декабрьском мотор-шоу в Болонье представили универсал (V50). На той же платформе построены «Форд-Фокус» и «Мазда-3». Российские продажи стартовали весной 2004 года. Осенью 2005-го был показан кабриолет (обозначение С70). По сравнению с машинами первого поколения у выпускаемых ныне S40 колесная база выросла на 78 мм, колея - на 60 (в среднем), ширина - на 54, а высота - на 44 мм.
Весной 2007 года появилась рестайлинговая версия. Обновленные машины внешне легко опознать по измененным бамперам, решетке радиатора, патрубкам выхлопной системы и головной оптике. Внутри новаций куда меньше, неискушенным взглядом их трудно заметить. В основном пересмотрены материалы отделки, список же стандартного оборудования и опций остался неизменным.
Все автомобили собирают в бельгийском городе Гент. Основным рынком сбыта седанов производитель называет США, универсалы же больше по нраву Европе.
Итак, главная составляющая имиджа «Вольво» - безопасность. В Вольво S40 ее обеспечивают последние достижения техники: антиблокировочная тормозная система (ABS) с функцией помощи при экстренном торможении (ЕВА), система динамической стабилизации и контроля тяги (DSTC), поворотные биксеноновые фары (ABL). Особенно интересна интеллектуальная система информирования водителя (IDIS), которая контролирует положение педалей, движения руля, работу поворотников и других устройств, прерывая в активной фазе вождения (момент обгона, перестроения и т. п.) поступление второстепенной информации от бортовых систем. К примеру, блокирует входящие звонки на встроенный телефон.
За пассивную безопасность отвечают системы защиты от бокового удара (SIPS) и плетевых травм (WHIPS); легкий и прочный каркас кузова, изготовленный из стали четырех сортов; крепления детских кресел ISOFIX и целая гамма подушек, включая фронтальные (с двухступенчатым раскрытием) и боковые для водителя и переднего пассажира, а также надувные шторки (1С) для седоков первого и второго рядов. Большинство устройств входит в базовое оснащение автомобиля.
Список силовых агрегатов модели S40 весьма обширен и способен удовлетворить даже самого искушенного покупателя.
Правда, в Россию официально поставляют автомобили лишь с бензиновыми моторами. К их числу относятся атмосферные 4-цилиндровые 1,6 л (100 л.с.), 1,8 л (125 л.с.) и 2,0 л (145 л.с), 5-цилиндровый 2,4 л.с. (140 л.с., в первые годы выпуска был и 170-сильный), а также турбонаддувная «пятерка» 2,5 л (до 2007 года 220 л.с., после - 230 л.с.).
Европейским покупателям предлагают также довольно экзотичный двигатель 1,8 л Multi (123 л.с.), способный работать как на бензине, так и на газе, а также три дизельных мотора с тур-бонаддувом и системой впрыска «ком-мон рейл»: 1,6 л (109 л.с.), 2,0 л (136 л.с.) и 2,4 л (180 л.с.).
Осенью 2008 года на Парижском автосалоне представили модифицированные дизельные двигатели. «Вольво», оборудованные ими, потребляют в среднем 4,5 л на 100 км в смешанном цикле, а выбросы СО2 не превышают 118 г/км. Такие моторы имеют в названии приставку DRIVe. На нашем рынке их, к сожалению, также не предлагают.
Самые мощные версии Вольво S40 T5 (220/230 л.с.) имеют постоянный полный привод (AWD). В обычном режиме движения автомобиль переднеприводный, а в случае пробуксовки передних колес мощность двигателя автоматически перераспределяется между передними и задними колесами с помощью муфты Haldex с электронным блоком управления, которая способна перекинуть до 50% момента на заднюю ось.
Двигатели агрегатируют с 5- или 6-ступенчатой механической коробкой либо с 5-ступенчатым автоматом Geartronic. Последний способен подстраиваться под манеру езды водителя, а также снабжен дополнительно зимним и спортивным режимами. Для каждого варианта двигателя фирма предлагала свой набор трансмиссий; отметим, что в тандеме с автоматом работают все двигатели, кроме самых слабых бензиновых 1,6 л, 1,8 л и дизельного 1,6 л, а с 6-ступенчатой механикой, напротив, самые мощные - ведь изначально эта коробка была разработана для спортивной модификации старшей «сестры» S60R. В этом году представили также новую роботизированную коробку Powershift, которой оснащают только машины с бензиновым 2-литровым двигателем.
Комплектаций
Вольво S40 как таковых производителем не предусмотрено - есть только базовая модификация, к которой можно докупить различные пакеты опций. К примеру, Optima добавляет к стандартному оснащению лишь другую отделку салона, противотуманные фары в переднем бампере, рулевое колесо, отделанное кожей, самозатемняющееся зеркало заднего вида и легкосплавные 16-дюймовые колеса оригинального дизайна. Более щедрый пакет Premium включает, помимо прочего, окраску металликом или перламутром, кожаную отделку салона, климат-контроль, круиз-контроль, электропривод и память регулировок водительского сиденья, омыватели фар, автоматически складывающиеся зеркала заднего вида, датчик дождя, биксеноновые фары, систему очистки и контроля качества воздуха (IAQS), задний парктроник, высококачественную музыкальную систему с восемью динамиками и CD-чейнджером на шесть дисков.
Самая щедрая Premium+ богаче на систему навигации (RTI) с 6,5-дюймовым дисплеем, а также Volvo On Call (доступна только на автомобилях последних лет выпуска). Она включает в себя встроенный GSM-телефон и GPS-приемник и способна в случае срабатывания одной из подушек безопасности или нажатия специальной кнопки в салоне связаться с оператором службы экстренной и технической помощи. Также предусмотрено два пакета безопасности Safety: для переднеприводных автомобилей и для полноприводных. Различие между ними лишь одно: в наборе для полноприводных S40 нет системы DSTC, так как она входит в стандартное оснащение. В пакет Safety включены блокировка замков задних дверей, ламинированные боковые стекла, интегрированные детские сиденья сзади и крепления ISOFIX.
Чтобы выделить машину из потока, предлагают обвес R-Design, состоящий из накладок на передний и задний бамперы и пороги, спойлера на крышку багажника и выхлопных труб из нержавеющей стали.
На американском рынке эти автомобили начали продавать в 2004 году, причем только с кузовом седан. Универсал представили годом позже. Здешним покупателям предлагали три бензиновых двигателя: не встречающийся на европейском континенте 4-цилиндровый 1,9 л мощностью 170 л.с. (устанавливали только в первый год выпуска) и две «пятерки» - атмосферную 2,4 л (168 л.с.) и наддувную 2,5 л (до рестайлинга 218 л.с, после - 227 л.с). Вольво S40 2004 года имели привод только на переднюю ось, а в последующие годы появились и полноприводные модификации AWD (только с самым мощным двигателем). Дизельных двигателей за океаном не предлагали. Самые слабые моторы в базе агрегатировали с 5-ступенчатой механикой, а самые мощные - с 6-ступенчатой. Но были и свои особенности. Так, любой силовой агрегат мог работать в паре и с 5-ступенчатым автоматом, а машины некоторых модельных годов, например 2005-го, оснащали исключительно автоматами.
С началом продаж S40 на этом рынке существовало четыре комплектации: 2,4i М, 1,9 А, 2,5 T5 М и LSE (в порядке возрастания стоимости). Базовое оснащение всех модификаций почти полностью повторяет европейское. Но, конечно же, есть свои особенности. К примеру, систему стабилизации DSTC предлагали в качестве опции только для автомобилей с двигателями 2,4 и 2,5 л. Самые мощные к тому же снабжены электроприводом сидений, датчиком дождя и т. д. А самой дорогой LSE в базе полагается кожаный салон и люк с электроприводом.
В последующие годы комплектаций осталось всего три Вольво: 2,4i, 2,5 Т5 и 2,5 Т5 AWD. Они ничем не отличались от ранее представленных, разве что полноприводные «сороковки» имели более жесткую подвеску со спортивными настройками. И лишь для машин 2009 модельного года списки оборудования немного пересмотрели. Отныне в названии версии Т5 появился довесок R-Design, обозначающий наличие пластикового обвеса, а все автомобили обзавелись CD-чейнджером на шесть дисков, 17-дюймовыми легкосплавными колесами, управлением «музыкой» на руле и т. д.
Здешние машины традиционно отличаются от своих европейских собратьев оптикой, оцифровкой приборной панели и шагом радиоприемника (не ловит радиостанции, частота которых заканчивается на четную цифру). А вот на безопасности машин для Штатов фирма экономить не стала, и это правильно.
Заморские экземпляры изначально дешевле своих европейских собратьев, и перегонщики не обходили их стороной. Ведь несмотря на немаленькие объемы моторов, невыгодные с точки зрения таможенной очистки и налогов, автомобили из этого региона неизменно привлекали своей ценой. Пока наши законодатели не ввели новые пошлины.
Автомобили «Вольво» нечасто возглавляют рейтинги продаж, но своего покупателя всегда находят. Просто отныне выбор на вторичном рынке будет скуднее и присматриваться придется к местным экземплярам.