Второе поколение Focus было представлено осенью 2004 г. Спустя четыре года был проведен серьезный рестайлинг: изменения затронули прежде всего внешность автомобиля, что особенно заметно по передним крыльям, фарам и капоту. В настоящее время большинство Ford Focus, предлагаемых российскими дилерами, произведены во Всеволжске. Эти машины почти невозможно купить просто зайдя в салон — приходится ждать по несколько месяцев. Исключение составляют так называемые отказные машины. Тем не менее стать обладателем полюбившейся модели можно, если обратить внимание на автомобили испанской или немецкой сборки. Но нужно иметь в виду, что при схожей со всеволжскими оснащенности они заметно дороже.
В России продаются автомобили со всеми типами кузова: трех и пятидверные хэтчбеки, седан и универсал. Из предлагаемых моторов также есть, что выбрать, — одних бензиновых пять: 1,4 Duratec (80 л. с), 1,6 Duratec (100 л. с), 1,6 Duratec Ti-VCT (115 л. с), 1,8 Duratec (125 л. с.) и 2,0 Duratec (145 л. с). Кроме того, автомобили комплектуются дизельным двигателем рабочим объемом 1,8 л и мощностью в 115 л. с. Со всеми моторами может работать механическая коробка передач, а с двигателями в 100 и 145 л. с. устанавливается также четырехступенчатый «автомат» Durashift, правда, только по предварительному заказу. Отдельно стоит сказать про серию ST, которая далеко ушла от простых Focus не только по техническому уровню, но и по цене тоже. На трех или пятидверные хэтчбеки Focus ST устанавливается единственный 2,5-литровый мотор мощностью 225 л. с. и шестиступенчатая механическая коробка передач.
Передняя подвеска — типа МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — многорычажная, также со стабилизатором. Тормозная система снабжена ABS, однако к тем Ford Focus 2, что продаются в России, это относится лишь отчасти: ABS штатно установлена только на автомобилях с дизелем или в самых дорогих комплектациях.
У всех модификаций пассивная безопасность на очень высоком уровне — при проведении краш-теста по методике Euro NCAP модель получила максимальные пять звезд. При фронтальном столкновении «водитель» и «передний пассажир» практически не пострадали. Да и при боковом ударе они остались невредимы. Так же хорошо обеспечивает автомобиль защиту детей, находящихся в салоне. Не очень сильно пострадает и пешеход при наезде на него: все-таки две звезды или 15 баллов — это немало. При оснащении автомобиля ставка сделана на большое количество опций. Например, к каждой комплектации предлагается многообразие специальных пакетов: «Спорт», «Комфорт» и т.д. Они позволяют не только разом выбрать все, что нужно покупателю, но и сэкономить деньги, так как по отдельности объединенные в пакет опции будут стоить гораздо дороже.
Комплектаций у Focus 2 пять: Ambiente, Comfort, Ghia, Ghia Special Edition и Titanium Special Edition. Ambiente довольно скромная, хотя и включает передние электростеклоподъемники, боковые зеркала с электроприводом и подушку безопасности водителя. Comfort при выборе все же более предпочтителен — там, как-никак, есть кондиционер и бортовой компьютер, а кроме того, немного иное оформление салона (алюминиевая отделка приборов и внутренних дверных ручек). Тем, кто радеет за безопасность, надо брать третью комплектацию, которая содержит фронтальные и боковые подушки безопасности. Руль в ней отделан кожей, есть задние электростеклоподъемники, противотуманные фары и даже датчик дождя. 16-дюймовыми легкосплавными колесами, круиз-контролем, ABS и расширенным списком возможных опций отличается исполнение Ghia Special Edition. Самую же дорогую комплектацию можно отличить по легкосплавным колесам особого дизайна, спортивным передним креслам и особенностям интерьера. Оснащение версии ST — это, как говорится, совсем другая история. Владелец получает 18-дюймовые литые колеса, более жесткую подвеску, тормозные диски большего размера, салон, выполненный в спортивном стиле, и, что немаловажно, «специально настроенный звук выхлопной системы». За все это придется заплатить не меньше 818 тыс. руб.
Садиться в Ford Focus 2 удобно благодаря широким дверям. Однако в трехдверной версии это больше все же относится к переднему ряду — назад попасть не так просто. Передние кресла обладают неплохой боковой поддержкой и при этом в меру жесткие. Эргономика также неплохая — особенно это хорошо видно по регуляторам климат-контроля, которые удобно ложатся в руку. Однако не все идеально — обод руля по ощущениям тонковат, да и материал, из которого он сделан, излишне жесткий. Интерьер одинаково хорошо выглядит независимо от комплектации, лишь в дорогих версиях кажутся неуместными вставки под дерево. Сзади по ширине места вполне достаточно и для троих, даже высоким людям не будет мешать ниспадающая крыша хэтчбека. Еще в меньшей степени рост причинит неудобства пассажирам универсала. Как это часто бывает у хэтчбеков, при стандартном размещении пассажиров багажный отсек очень скромный по размеру. Зато если сложить задний диван, в багажник легко поместятся и крупногабаритные вещи вроде телевизора. У седана с перевозкой объемной поклажи дела обстоят похуже, но зато и в стандартных условиях его багажник неплох по вместительности. Лучше всех в плане перевозок, конечно, универсал, особенно если сложить заднее сиденье. К тому же небольшие вещи в отсеке можно закрепить с помощью специальных сеток, а обезопасить пассажиров от падающего груза поможет разделительная сетка, устанавливаемая позади спинки дивана. Единственным минусом окажется светлая отделка багажника в некоторых комплектациях (в тон салону) — без резинового коврика не обойтись, да и на химчистку заезжать придется часто.
Focus 2 благодаря хорошо просчитанной аэродинамике кузова довольно комфортен при движении — шумов от рассекаемого воздуха почти не слышно. Только универсал из-за большей боковой площади сильнее реагирует на порывы ветра и потоки от обгоняющих большегрузов. Однако, шумоизоляция модели по-прежнему довольно слабая, хотя и получше, чем у предшественника, — со звуками от двигателя, шин и бьющего по кузову песка она не может справится. Базовый 1,4-литровый мотор неплохо разгоняет автомобиль при условии, что он несильно загружен. Если в салоне сидит пять человек да кое-что из вещей в багажнике, то мотор начинает сдавать. Особенно это неприятно, когда приходится совершать обгоны на узких загородных дорогах. Что касается других бензиновых двигателей, то все они, начиная со 100-сильного, обеспечивают не только хороший разгон, но и позволяют уверенно чувствовать себя как на трассе, так и в городском потоке. Поэтому особое предпочтение отдать какому-либо из них невозможно, и при выборе надо помнить, что с ростом мощности вырастут не только время разгона и максимальная скорость, но и расход топлива.
И конечно не стоит забывать про стоящий особняком мотор версии ST — это не только гарантия быстрого ускорения при разгоне и непринужденного движения по трассе, но и солидного расхода бензина. Что касается дизельного двигателя, то он наиболее предпочтителен для дальних поездок и перевозок груза — одинаково хорошо обеспечивает динамику как пустого, так и груженого автомобиля. В дополнение к этим качествам он отличается хорошей топливной экономичностью, если ездить без излишних ускорений.
Проверенная временем пятиступенчатая механическая коробка работает без малейшей запинки со всеми моторами — переключения четкие, а ходы рычага небольшие. Автоматическая так же хорошо справляется со своими обязанностями и лишь при быстром разгоне немного запаздывает с переключениями. Подвеска успешно сглаживает небольшие изъяны дорожного покрытия, а вот удары от больших ям и кочек она не в силах погасить. При этом сильно страдает управляемость, так что по плохой трассе лучше ехать потише. На все автомобили распространяется гарантия на два года и 100 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). При желании за отдельную плату по программе «Форд Сервис Контакт» эти сроки можно увеличить до 4лети 150 тыс. км пробега. В любом случае дается отдельная гарантия на 12 лет на кузов от сквозной коррозии. Дефекты лакокрасочного покрытия производитель обязуется устранять в течение года. Необходимо отметить, что замена ремня ГРМ не входит в цену ТО и оплачивается отдельно.